Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
Евреи - древний народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность - от 12 до 14 миллионов человек (по оценке 2010 года), из них около 40% в Израиле и 35% - в США.
Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия ев-рей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы, но существуют сторонники произошедших от иудаизма вероучений, которые не являются этническими евреями, например караимы, крымчаки или сообщество африканцев-иудеев. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорно-го в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых – идиш - входит в германскую группу языков.
Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики, музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.
Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:
Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)
Планируемая Вами дата и время
Планируемое место и адрес
Продолжительность мероприятия
Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)
Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)
Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды, музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.
Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)
Какие решения являются правильными для Вас? Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!
196240 г. Санкт-Петербург,
площадь Победы, дом 1
тел./факс.: +7 (812) 926-74-76
Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.
Среди первых жителей Санкт-Петербурга были крещеные евреи, например, вице-канцлер П. Шафиров, первый генерал-полицмейстер города А. Дивьер (1682–1745), почт-директор Санкт-Петербурга барон Ф. Аш (1690–1771), камердинер Петра I П. Вульф, шут Петра I Ян д’Акоста. Евреями были финансовые агенты царского двора 1720–30-х гг. братья З. и М. Гирши и Л. Липман.
В царствование Елизаветы Петровны (1741–61) даже евреи, принявшие христианство, подвергались преследованиям. Марран А. Санхец (1699–1783), в 1740–47 гг. второй лейб-медик императрицы, избранный при отъезде в Париж почетным членом Петербургской АН, в 1748 г. был лишен этого звания по подозрению в приверженности к иудаизму. Очевидно, в это время евреи в Санкт-Петербурге не проживали.
Приезд в Санкт-Петербург после разделов Польши (1772–95) еврейских делегаций, ходатайствовавших о смягчении антиеврейского законодательства, а так-же нескольких еврейских купцов и общественных деятелей - общинных ходатаев (среди них А. Перетца (1771–1833), Л. Неваховича, Н. Ноткина, М. Элькана, Л. Эль-кана и других) привел к образованию де-факто еврейской общины в несколько десятков человек, имевшей резника и мохела. В апреле 1802 г. было основано еврей-ское кладбище.
В 1802 г. был создан особый Комитет для составления положения о евреях, к работе которого были привлечены евреи-депутаты из провинции. Положение 1804 г., принятое Комитетом, разрешало, среди прочего, евреям-промышленникам, ремесленникам и купцам временно селиться во внутренних губерниях и в столицах. В результате после войны 1812 г. усилились антиеврейские тенденции в русской политике. Петербургский генерал-губернатор С. Вязмитинов дважды (1812, 1816) предписывал выслать из Санкт-Петербурга «незаконно» проживавших там евреев, но благодаря ходатайству еврейских депутатов З. Зонненберга и Л. Диллона высылка была отсрочена. Лишь в начале 1820-х гг. был ужесточен контроль над пребыванием евреев в Санкт-Петербурге. К середине 1820-х гг. в городе проживало 370 евреев.
С вступлением на престол Николая I (1825) их положение в Санкт-Петербурге резко ухудшилось. В 1826 г. по повелению императора из столицы было вы-слано 252 еврея и оставлено 29 евреев российских и 89 - иностранных подданных. По правилам, введенным в 1827 г., евреи могли приезжать в Санкт-Петербург на срок до шести недель, а в особых случаях — до шести–десяти месяцев.
В конце 1820-х гг. в Санкт-Петербурге появились солдаты из кантонистов, которые открыли еврейскую молельню (1830), вскоре, однако, признанную незаконной. Антиеврейские репрессии особенно усилились в 1840–50-х гг. Тем не менее в эти годы в университете Санкт-Петербурга обучались первые еврейские студенты Л. Мандельштам и Р. Кулишер. В начале 1840-х гг. в городе действовали М. Лилиенталь, Н. Розенталь и другие еврейские просветители. Ходатаями перед царским двором по еврейским делам выступали И. Зеликин (1790–1880), Н. Левитин и другие.
С середины 1850-х гг. (начало «эпохи великих реформ») положение евреев Санкт-Петербурга улучшилось. Законы и постановления 1860-х гг. позволили про-живать вне черты оседлости евреям — купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием, ремесленникам и отставным солдатам. Начался значительный рост еврейского населения Санкт-Петербурга (около 500 человек в 1858 г., 6654 — в 1869 г. и 16 826 — около двух процентов всего населения — в 1881 г.). С ростом еврейского населения менялся его социальный состав. В 1869 г. мещане составляли 41% всего еврейского населения, 40% — отставные солдаты и 13% — купцы. Основными занятиями евреев были ремесла (портняжное, сапожное и другие) и торговля; количество представителей свободных профессий и крупных предпринимателей было незначительным. К началу 1880-х гг. увеличилось число предпринимателей (17,3% в 1881 г.) и ремесленников-одиночек, уменьшилось число занятых в производстве и в администрации. В 1881 г. значительную часть составляли лица свободных профессий (17,2%), среди них - врачи, юристы, писатели и работники искусства.
Увеличение еврейского населения Санкт-Петербурга привело к фактическому образованию еврейской общины, существовавшей без официального утверждения властей. В начале 1860-х гг. она состояла, в основном, из отставных солдат, один из которых выполнял обязанности раввина. В 1869 г. было получено разрешение на постройку хоральной синагоги в Санкт-Петербурге. В 1870 г. было образовано правление синагоги. В 1874 г. еврейской общине выделили под кладбище уча-сток в семь десятин (Преображенское кладбище).
В 1860–70-х гг. началась языковая ассимиляция евреев Санкт-Петербурга. Число считавших родным языком идиш сократилось с 98% (1869) до 83,6% (1881), в то время как число русскоязычных выросло соответственно с 2% до 11,7%. Число евреев-студентов обоего пола быстро росло и в 1881 г. составляло приблизительно тысячу человек (около десяти процентов всех студентов Санкт-Петербурга). Санкт-Петербург становится одним из центров еврейской общественной и культурной деятельности в России.
В 1863 г. было основано Общество для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), в 1880 г. - ОРТ. В 1870-х гг. в Санкт-Петербурге появляется еврейская пресса как на иврите — еженедельник «Ха-Мелиц» (1871–1904), так и на русском языке — «Вестник русских евреев», (1871–79), становлению которой во многом способствовал А. Цедербаум, редактор вышеназванных изданий. Издавался также ежегодник «Еврейская библиотека» (1871–80) под редакцией А. Ландау. Национальное пробуждение, охватившее еврейскую молодежь в конце 1870-х гг., выразилось, в частности, в появлении двух новых еженедельников — «Рассвет» (1879–84), редактор М. Кулишер, затем Я. Розенфельд (1839–85), и «Русский ев-рей» (1879–84) — редактор И. Кантор и И. Каценельсон.
В конце 19 в.- начале 20 в. социальный статус евреев Санкт-Петербурга про-должал повышаться. Уменьшилось количество евреев-ремесленников и увеличилось число занятых в торговле, а особенно представителей свободных профессий (в 1900 г. в Санкт-Петербурга насчитывалось 926 врачей, юристов, ученых, литераторов и работников искусств — евреев). Таким образом, главными занятиями евреев в Санкт-Петербурге (на 1890 г.) были: производство одежды и обуви (25,2%), торговля (18,9%), обработка металлов (8,8%), полиграфическое производство (6,2%), медицина (4,9%).
В это время Санкт-Петербург являлся значительным религиозным центром российского еврейства. В 1893 г. была открыта большая синагога Санкт-Петербурга (1200 мест), построенная по совету В. Стасова в арабско-мавританском стиле. Еврейская религиозная община Санкт-Петербурга была элитарной (около 300 членов в 1911 г.). Одной из причин этого являлся высокий членский взнос (25 руб.).
В начале 20 в. Санкт-Петербург становится одним из центров прессы на идиш и иврите. Евреи создали несколько крупнейших издательств в Санкт-Петербурге: И. Ефрон — издательство «Брокгауз и Ефрон», Н. Цейтлин — издательство «Просвещение» (см. Книгопечатание).
В годы Первой мировой войны в Петрограде действовал Еврейский комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО). В ноябре 1914 г. Политическое совещание, направлявшее деятельность еврейских депутатов Государственной думы, созвало в Петрограде нелегальный съезд представителей еврейских общин.
Февральская революция 1917 г. предоставила равноправие евреям, была отменена черта оседлости. В 1917–18 гг. несколько сотен евреев, принявших христианство, вернулись в иудаизм и вступили в еврейскую общину. Несмотря на это, еврейское население Петрограда значительно уменьшилось в период октябрьского переворота и гражданской войны, в основном вследствие массового бегства из го-рода его жителей (в том числе евреев) и эмиграции части еврейского населения за границу. 1920-е гг. характеризуются бурным переселением евреев, в основном из Белоруссии и Украины, в Ленинград. В результате в конце 20-х гг. еврейское население города превысило 100 тыс. человек. Динамика еврейского населения Ленин-града в 1917–29 гг. представляется следующей: середина 1917 г. — около 50 тыс.; середина 1918 г. — приблизительно 35 тыс.; 1920 г. — 25 453; 1923 г. — 52 373; 1926 г. — 84 503 (5,2% всего населения Ленинграда); 1927/28 гг. — приблизительно 94 тыс.; 1928/29 гг. — приблизительно 102,5 тыс. Социально-профессиональный состав еврейского населения Ленинграда в 1920-х гг. подвергался изменениям по мере усиления еврейской иммиграции. Служащие были наиболее многочисленной группой (40,2% в 1926 г.), хотя в конце 1920-х гг. наметилось некоторое уменьшение их в процентном отношении (но не в абсолютном). Численность рабочих росла быстрыми темпами (с 7% в 1923 г. до 17,3% в 1928/29 гг.). Значительной группой оставались ремесленники и торговцы (15,1% в 1928/29 гг.). Число лиц свободных профессий сократилось (с 5% в 1923 г. до 1,8% в 1928/29 гг.) — менее одной тысячи человек в конце 1920-х гг. Значительное число в течение 1920-х гг. составляли безработные (16,1% в 1928/29 гг.). После Февральской революции 1917 г. Петро-град стал центром сионистского движения в России.
С начала 1918 г. начались преследования сионистов. Власти не препятствовали созданию И. Трумпельдором еврейского отряда для обороны от возможных погромов (численностью около тысячи человек), но в январе 1918 г. отряд был расформирован. В 1918 г. в Петрограде был основан Еврейский комиссариат; наиболее активными деятелями его были З. Гринберг (1889–1949), Н. Бухбиндер, И. Берлин и другие. Под их редакцией в городе вышло около десяти периодических изданий на идиш (1918–21) и единственное издание на русском языке — журнал «Еврейская трибуна» (1918).
В 1919 г. в Петрограде была основана театральная студия на идиш - будущий ГОСЕТ. В 1920-х гг. в Ленинграде существовали самодеятельные театры на идиш. В 1920-х – начале 1930-х гг. в Ленинграде существовали еврейские школы с преподаванием на идиш и русском языках. Еврейская пресса, закрытая в 1918–19 гг., воз-обновилась в начале 1920-х гг. в виде научно-культурных изданий.
Начавшая в 1929 г. всесоюзная антирелигиозная кампания («осенний анти-религиозный поход») нанесла сильный удар по еврейской религиозной жизни в Ленинграде. В еврейском рабочем клубе прошел открытый суд над руководителями ЛЕРО (община вскоре была распущена, руководители приговорены к штрафу, а председатель Л. Гуревич к одному году тюрьмы). В результате инспирированных сверху «требований евреев-трудящихся» было принято решение о закрытии ленинградской Хоральной синагоги (17 января 1930 г.). Преследования стали несколько слабее после статьи И. Сталина в газете «Правда» (2 марта 1930 г.) «Головокружение от успехов», в которой содержалась критика тех, кто проявляет излишнее рве-ние в гонениях на религию. Вскоре решениями ВЦИК были отменены десятки по-становлений о закрытии церквей, мечетей и синагог (в том числе Хоральной синагоги в Ленинграде). Тем не менее массовое закрытие синагог продолжалось. Так, в Ленинграде в 1932 г. из 17 синагог и молельных домов осталось три.
В 1937–38 гг. гонения на иудаизм усилились. В Ленинграде прошли массо-вые аресты религиозных евреев, в том числе хасидов Хабада, многие из них шли по делу «Тиф’ерет бахурим». В это время Ленинград оставался значительным центром еврейской культуры, в основном русско-еврейской. По переписи 1926 г., назвали родным языком русский 68,4% еврейского населения, а 31% — идиш. Среди многочисленных еврейских культурных заведений и организаций, возникших в Петро-граде в 1917–19 гг. (в том числе существовавшие в 1918 г. Курсы палестиноведения, организованные сионистами), выделялся Еврейский университет, открывшийся 8 февраля 1919 г.
В 1930-х гг. еврейское население Ленинграда продолжало расти, хотя и меньшими темпами, чем в 1920-х гг., и к началу советско-германской войны (1941) оно насчитывало, по оценке, около 180 тыс. человек. В этот период была окончательно подавлена еврейская культурная деятельность в Ленинграде. В 1937 г. за-крыта последняя еврейская школа, а ее директор З. Кисельгоф был арестован. Во второй половине 1930-х гг. были арестованы многие еврейские ученые и общественные деятели, среди них И. Цинберг, И. Равребе , Х. Александров (1890–1972), Б. З. Блюм и другие.
Вскоре после начала советско-германской войны Ленинград оказался в зоне военных действий. Значительная часть еврейского населения была мобилизована в армию или добровольно вступила в части народного ополчения. Среди евреев - участников обороны Ленинграда: начальник штаба Карельского фронта Л. Сквирский (1903–90), начальник штаба 42-й армии Л. Березинский, командующий Ладожской военной флотилией П. Трайнин. Много сделал для развития оборонной промышленности И. Зальцман - директор Кировского машиностроительного завода, с октября 1941 г. - директор Кировского завода в Челябинске, в 1942–43 гг. - нарком танковой промышленности. В первые месяцы войны была проведена частичная эвакуация гражданского населения, в том числе, вероятно, нескольких десятков тысяч евреев. Однако большинство евреев (около 150 тыс. по немецким оценочным данным от февраля 1942 г.) оставались в осажденном городе. Зимой 1941–42 гг. в Ленинграде умерли от голода около миллиона человек, среди них десятки тысяч евреев. Лишь массовая эвакуация в 1942 г. и частичный прорыв блокады в январе 1943 г. спасли оставшихся в живых от подобной же участи. В ноябре 1943 г. еврейская община города, которую с 1939 г. возглавлял И. Гинусов внесла 30 тыс. рублей в фонд обороны. Среди умерших от голода в годы блокады были известные еврейские ученые И. Бендер (1900–41), И. Гинцбург, Д. Маггид (1863–1942). Пережившие блокаду Вера Инбер и А. Чаковский (1913–94) отразили этот период в своих произведениях.
Антисемитская кампания 1949 г. нанесла тяжелый удар по ассимилирован-ной еврейской интеллигенции Ленинграда. Среди подвергавшихся преследованиям были такие известные деятели литературы и искусства, как поэт А. Гитович (1909–66), кинорежиссер Л. Трауберг, театральные критики С. Дрейден (1906–91), И. Шнейдерман (1910–91), С. Цимбал (1907–78), литературоведы Б. Эйхенбаум, В. Жирмунский, Г. Гуковский и многие другие. Многие из них были уволены с работы, отправлены в тюрьмы и ссылки.
Период после смерти И. Сталина (1953) и до середины 1960-х гг. характерен частичной либерализацией режима, что сказалось и на жизни еврейского населения Ленинграда. По переписи 1959 г., в Ленинграде насчитывалось 168641 еврей (5,1% всего населения). Единственным еврейским учреждением Ленинграда являлась синагога.
В 1950–60-х гг. продолжалась языковая и культурная ассимиляция евреев Ленинграда. По переписи 1959 г., в Ленинграде 91,3% евреев считали родным язы-ком русский и лишь 8,6% (13 728 человек) — идиш. Лишь незначительная часть русско-еврейской интеллигенции участвовала в той или иной мере в еврейском национальном творчестве.
В 1958 г. был организован Ленинградский еврейский эстрадный коллектив, который был закрыт в 1961 г. и возобновил свою деятельность в 1964–65 гг. Среди участников ансамбля выделялась Ханна Гузик.
Ленинград становится одним из важнейших центров еврейского национального движения в 1970–80-х гг. По переписи 1970 г., в городе проживало 162 587 евреев (4,1% общего населения); 94,7% евреев Ленинграда признало родным язы-ком русский и лишь 5,2% — идиш. В течение 1970 г. – первой половины 1980-х гг. численность еврейского населения Ленинграда, в связи с отрицательным естественным приростом и эмиграцией, продолжала снижаться.
С конца 1980-х гг. резко возросло число неформальных еврейских организаций и учреждений в Ленинграде, а также еврейских периодических изданий. В ноябре 1989 г. был создан Петербургский еврейский университет (ПЕУ), получивший в 1992 г. государственную лицензию, в 1992 г. он был преобразован в Петербург-ский институт иудаики (ПИИ). В 2004 г. в ПИИ обучались 120 человек. При институте действуют вечерняя школа иудаики и вечерне-воскресная еврейская школа «Ламед». В 1990-х – начале 2000-х гг. Санкт-Петербург стал центром еврейского образования в СНГ. В городе пять средних еврейских школ, светских и религиозных. С 1995 г. работает центр «ОРТ–Гинцбург. Санкт-Петербург», в рамках которого функционирует специальная средняя школа. В Санкт-Петербурге выходят журналы: «Новая еврейская школа», «Еврейское образование».
В 1970–80-х гг. оживляется религиозная жизнь евреев Ленинграда. Многие молодые евреи возвращаются к иудаизму. Значителен вклад евреев Ленинграда в развитие науки, литературы, музыки, театра: писатели и поэты — И. Бродский (лауреат Нобелевской премии по литературе за 1987 г.), С. Маршак, В. Шкловский; ученые — Л. Берг, Г. и А. Гринберги, А. Иоффе, Я. Френкель и другие. В Ленин-градской консерватории преподавали известные музыканты: Е. Вольф-Израэль (1872–1956), Н. Перельман (1906–1993), М. Хальфин (1907–86). В Ленинграде бы-ли созданы основные произведения выдающегося драматурга Е. Шварца. В 1939 г. А. Райкин создал Ленинградский театр эстрады и миниатюр и был его художественным руководителем и актером.
Объединяющим центром для евреев были синагоги, в 1863 году была открыта Большая Хоральная синагога. Старейшее Общество распространения просвещения между евреями России возникло в 1863 году, первый председатель-барон и меценат Е.Г.Гинцбург. Идеи национального возрождения евреев нашли отражение в оформлении различных политических течений и просветительных организаций: количество еврейских обществ в некоторые периоды достигало 200.
В Санкт-Петербурге жили многие евреи — выдающиеся деятели русской литературы и искусства: художники и скульпторы М. Антокольский, И. Аскназий, Л. Бакст, М. Маймон, И. Гинцбург; писатели и поэты, воспевавшие Петербург, Б. Лившиц, О. Мандельштам; историки литературы С. Венгеров, А. Волынский, Ю. Айхенвальд и другие.
Значительным был вклад евреев в развитие музыкальной жизни столицы.
Первая в России консерватория была основана в Санкт-Петербурге по инициативе и под руководством А. Рубинштейна, который был ее директором в 1862–67 гг. и 1887–91 гг. В состав профессоров консерватории входили Л. Ауэр и Г. Венявский. В 1909 г. С. Кусевицкий основал «Российское музыкальное издательство».
Евреи сыграли большую роль в экономической жизни Санкт-Петербурга. Л. Штиглиц в 1820–30-х гг. был придворным банкиром. Евреями был основан целый ряд ведущих банков столицы: Банкирский дом И. Вавельберга (1843–1901), Банкирский дом Гинцбургов, Санкт-Петербургский учетно-ссудный банк, среди учредителей которого были Гинцбурги, а директором — А. Зак. Крупным финансистом был А. Розенталь.
В 1920-х – начале 1930-х гг. в Ленинграде жили еврейские писатели, писавшие на иврите. Некоторые из них — Шим‘он ха-Боне (С. Требуков), Иохевед Бат-Мирьям — участвовали в литературном сборнике «Брешит». В Ленинграде творили Н. Шварц, Э. Родин и Х. Ленский. В русскую литературную группу «Серапионовы братья» входили Л. Лунц, В. Каверин, Елизавета Полонская, М. Слонимский. В Ленинграде жили многие писатели, лингвисты, историки литературы: Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, Ю. Оксман, Г. Гуковский, В. Жирмунский, В. Шкловский.
В Ленинграде работали еврейские художники и скульпторы Н. Альтман, Л. Кривицкий, И. Ханин, М. Клионский, Г. Гликман, М. Вайнман и Т. Каплан, С. Гер-шов, создававшие произведения и на еврейские темы.
А. Виньковецкий на основе архива М. Береговского, хранящегося в Ленин-градском институте театра, музыки и кинематографии, в 1960-х гг. подготовил к печати «Антологию еврейской народной песни». Ряд исследователей работал в области гебраистики — И. Амусин, Х. Александров, И. Винников, Л. Вильскер, А. Газов-Гинзберг (А. Гинзай), Гита Глускина (см. Л. Вильскер) и другие.
Бродский Иосиф Александрович (1940, Ленинград, – 1996, Нью-Йорк; похоронен в Венеции), русский поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987 г.).
Гинцбург Гевзель Гавриилович (1812, Витебск, – 1878, Париж), получил традиционное еврейское воспитание, с 40-х гг. 19 в. стал самостоятельным финансистом. В 1859 г. основал в Петербурге один из крупнейших в России банков (закрылся в 1892 г. в связи с кризисом и прекращением правительственных кредитов). Установил связи с финансовым миром Западной Европы и внес значительный вклад в развитие кредитного финансирования в России.
Гордон Иехуда Лейб (Лев Осипович, также Ошерович; 1830, Вильна, – 1892, Петербург), еврейский поэт, прозаик, публицист. Писал преимущественно на иврите, но также на русском языке и на идиш. Один из самых страстных поборников просвещения в еврейской литературе России 19 века.
Жирмунский Виктор Максимович (1891, Петербург, – 1971, Ленинград), литературовед и лингвист. Основоположник советской германистики. Окончил романо-германское отделение Петербургского университета (1912). С 1915 г. — приват-доцент Петроградского, с 1917 г. — профессор Саратовского, в 1919–49 гг. — Петроградского (с 1924 г. — Ленинградского) университетов. В 1920-х гг. также работал в Институте истории искусств, где созданный им Отдел словесных искусств сосредоточил лучшие силы русского литературоведения. С 1931 г. был сотрудником Института языка и мышления, Института русской литературы (Пушкинский дом) и Института языкознания. С 1939 г. — член-корреспондент, с 1966 г. — действительный член АН СССР. Почетный доктор ряда университетов, в том числе Оксфордского.
Инбер Вера Михайловна (1890, Одесса, – 1972, Москва), русский поэт и прозаик. Во время Второй мировой войны Инбер находилась в осажденном Ленин-граде, где написала антифашистский сборник стихотворений «Душа Ленинграда» (1942), поэму «Пулковский меридиан» (1943; Сталинская премия 1946) и блокадный дневник «Почти три года» (1946).
Иоффе Абрам Федорович (Аврахам Файвиш-Израилевич; 1880, Ромны, Украина, – 1960, Ленинград), советский физик. Окончил Петербургский технологический институт (1902). Работая ассистентом В. Рентгена в Мюнхене (1903–1906), получил степень доктора философии (1905). В 1906–48 гг. работал в Петербург-ском (с 1924 г. — Ленинградском) Политехническом институте (профессор с 1913 г.). 1918 г. Иоффе совместно с М. И. Неменовым (1890–1950) создал в Петрограде Рентгенологический и радиологический институт и возглавил его физико-технический отдел, а в 1921–50 гг. был директором Физико-технического института (ныне имени Иоффе) АН СССР, созданного на основе этого отдела.
Кулишер Реувен (Рувим Моисеевич; 1828, Дубно, – 1896, Киев), врач и общественный деятель. В 1856 г. окончил в Петербурге Медико-хирургическую академию и был одним из первых в России евреев, зачисленных в военные врачи. Публиковал научные труды на иврите и на русском языке, а также статьи по вопросам еврейского быта и образования в русско-еврейских журналах.
Ландау Адольф Ефимович (Ахарон Хаимович; 1842, город Россиены, Ковенская губерния, ныне Расейняй, Литва, – 1902, Берлин; похоронен в Петербурге), русско-еврейский публицист и издатель.
Лурье Соломон Яковлевич (Лурья; 1891, Могилев, – 1964, Львов), историк античности, филолог-эллинист. Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета (1908–13) и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. В 1921–29 гг. и 1934–49 гг. профессор Ленинградского университета (доктор исторических наук с 1934 г., а с 1943 г. и филологических наук).
Маршак Самуил Яковлевич (1887, Воронеж, – 1964, Москва), русский поэт. Семья вела свой род от талмудиста Ахарона Шмуэля бен Исраэля Койдановера (аббревиатура Махаршак, 1614 – около 1676). Отец, химик-самоучка, работал на различных мыловаренных заводах. Семья придерживалась еврейских традиций. В 1924–37 гг. руководил детским отделом Госиздата в Ленинграде. В 1930 г. Маршак был подвергнут проработочной критике, но получил поддержку от М. Горького, назвавшего его «основоположником детской литературы у нас». В 1938 г., после фактического разгрома детского отдела Госиздата, переселился в Москву.
Райкин Аркадий Исаакович (1911, Рига, – 1987, Москва), советский актер и режиссер эстрады. Отец Райкина, Исаак Давидович, был бракёром строи-тельного леса в рижском порту. С 1922 г. семья Райкина жила в Петрограде. Учась в школе, Райкин участвовал в самодеятельных спектаклях. В 1935 г. окончил Ленинградский театральный техникум (с 1939 г. — институт), где занимался в мастер-ской режиссера и педагога В. Соловьева. Работал в Ленинградском театре рабочей молодежи (ТРАМ) и в Новом театре. Одновременно начал выступать на эстраде с пародиями, чтением юмористических рассказов и фельетонов. В течение многих лет Райкин был одним из немногих советских актеров, который в рамках дозволенного высмеивал различные стороны советской действительности, в некоторых миниатюрах подымаясь до острых обобщений.
Рубинштейн Антон - основатель первой в России Ленинградской консерватории, знаменитый музыкант.
Свердлов Яков Михайлович (Моисеевич; партийные псевдонимы — Андрей, Макс; 1885, Нижний Новгород, – 1919, Москва), революционер, советский партийный и государственный деятель.
Трауберг Леонид Захарович (1902, Одесса, – 1990, Москва), советский кинорежиссер, сценарист, педагог. Преподавал в Ленинградском институте сценического искусства (1926–34), руководил Высшими режиссерскими курсами Союза кинематографистов СССР (1962–68), а также был автором книг, статей, сценариев и художественным руководителем фильмов ряда других режиссеров. В 1987 г. удостоен звания Народного артиста РСФСР.
Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879, село Яновка, Херсон-ская губерния, – 1940, Койоакан, Мексика), деятель русского и международного социалистического и коммунистического движений; советский государственный деятель.
Тынянов Юрий Николаевич (Насонович; 1894, город Режица, Витебская губерния, ныне Резекне, Латвия, – 1943, Москва), русский писатель, литературовед. Френкель Яков Ильич (1894, Ростов-на-Дону, – 1952, Ленинград), советский физик-теоретик. Родился в ассимилированной еврейской семье (за участие в народовольческом движении его отец в молодости отбыл семилетнюю сибирскую ссылку). С 1909 г. с родителями жил в Петербурге. В 1916 г. окончил Петроград-ский университет, был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. Френкель был первым в России и Советском Союзе физиком-теоретиком мирового значения. Как главный теоретик Физико-технического института, который занимал-ся главным образом широким кругом прикладных научных разработок, Френкель решал фундаментальные проблемы в разных областях физической науки.
Цедербаум Александр (псевдоним Эрез; 1816, Замостье, Люблинская губерния, ныне Замосць, Польша, – 1893, Петербург), публицист, общественный деятель, один из основоположников еврейской прессы в России и Санкт-Петербурге.
Шкловский Виктор Борисович (1893, Санкт-Петербург, – 1984, Москва), русский писатель, литературовед. Отец — крещеный еврей, мать — немецко-русского происхождения. Учился в Петербургском университете, принимая активное участие в литературной и художественной жизни столицы.
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886, город Красный, Смоленская губерния, – 1959, Ленинград), русский литературовед.
Региональная общественная организация «Еврейская Национально-культурная автономия Санкт-Петербурга»
Дата регистрации: 20 марта 1998 г.
Цели деятельности:
Задачи:
содействие ознакомлению зарубежных соотечественников с историей, культурой и жизнью евреев Санкт-Петербурга;
налаживание и расширение культурных и деловых связей с культурно-национальными обществами Санкт-Петербурга, а также ближнего и дальнего зарубежья;
противостояние антисемитизму и любым проявлениям расизма и ксенофобии.
Президент: Львова Евгения Абрамовна.
Санкт-Петербургская общественная организация «Еврейское Общество Эстетики и Физической Культуры «Маккаби»
Дата регистрации: 8 апреля 1992 г.
Цели деятельности: развитие всестороннего сотрудничества с другими общественными объединениями в области эстетического развития и расширения контактов между гражданами всех национальностей.
Задачи:
пропаганда спорта, мира и сотрудничества;
вовлечение широких масс населения в систематические занятия физкультурой и спортом;
повышение роли физической культуры и спорта, всестороннее развитие личности;
укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни - содействие совершенствованию систем подготовки спортсменов;
ознакомление желающих с национальной еврейской культурой, искусством и образованием;
возрождение и развитие исторических, духовных и культурных ценностей Маккабистского движения в СПб и России;
участие в организации благотворительных международных спортивных фестивалей, выставок и лотерей - участие в оказании помощи гражданам в изучении еврейского языка, «Торы», духовного наследия;
издание и распространение в установленном порядке печатных материалов по вопросам культурной, общественной и спортивной деятельности Общества, со-здание организаций и учреждений;
развитие культуры и спорта среди членов Общества, установление связей с зарубежными спортивными обществами и клубами, установление связей с зарубежными обществами и клубами.
Председатель: Полянский Вадим Валерьевич.
Санкт-Петербургская еврейская благотворительная общественная организация инвалидов «Ева»
Дата регистрации: 14 сентября 1992 г.
Цели деятельности: осуществление благотворительной деятельности, направленной на социальную поддержку и защиту инвалидов, включая улучшение материального положения малоимущих, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, иных обстоятельств, не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы. Оказание помощи инвалидам, одиноким престарелым больным малообеспеченным людям в решении социальных, бытовых и иных проблем.
Задачи:
объединение усилий членов организации, других граждан и организаций для оказания помощи инвалидам, другим социально незащищенным группам населения;
организация патронажной помощи инвалидам, престарелым больным, одиноким людям;
содействие в организации досуга и отдыха пенсионеров;
социально-психологическая реабилитация инвалидов.
Председатель: Амирян Елена Григорьевна
Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику, музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>