Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
Греки (эллинес) - основное население Греции. Верующие - в основном православные. Древние греки создали античную цивилизацию, сыгравшую большую роль в развитии многих культур. В 17-19 веках селились в городах России, в том числе в Санкт-Петербурге. Многие поступали на военную и гражданскую службу, пополняли российское дворянство.Иоаннис Каподистрия (1776-1831), например, находился на российской дипломатической службе; на военной службе – представители аристократического рода Ипсиланти: генерал-майор русской армии, участник Отечественной войны 1812 г. Александр и офицер русской армии Дмитрий. В Петербурге греки жили, начиная с основания города, именно поэтому район Миллионной улицы одно время носил название Греческой слободы. Санкт-Петербургское общество греков входит в состав Дома национальных культур. Общество организует курсы греческого языка, устраивает встречи с интересными людьми, организует экскурсии по греческим местам Петербурга, отправляет детей в Грецию на отдых, отмечает дни греческих национальных праздников.
Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики, музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.
Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:
Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)
Планируемая Вами дата и время
Планируемое место и адрес
Продолжительность мероприятия
Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)
Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)
Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды, музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.
Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)
Какие решения являются правильными для Вас? Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!
196240 г. Санкт-Петербург,
площадь Победы, дом 1
тел./факс.: +7 (812) 926-74-76
Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.
Греки появились в Петербурге в первые десятилетия существования города. Многие греки поступали на военную и гражданскую службу, пополняли российское дворянство. В то время жители Санкт-Петербурга селились по слободам, в каждой из которых объединялись выходцы из определенных мест. Греческая слобода находилась на северном берегу Мойки (именно поэтому район Миллионной улицы одно время носил название Греческой слободы. После пожара 1735 года для Греческой слободы определили участок в районе Песков, рядом с Лиговским каналом. Греческая слобода существовала на Лиговке в течение всего XVIII века, здесь жили греки – в большинстве своем это были купцы и мастеровые, которые работали на Адмиралтейской верфи.
В 1775 году по приказу Екатерины II в городе была открыта греческая гимназия, многие выпускники которой прославились как герои Отечественной войны 1812 года .
Поскольку греки стали активно селиться в Петербурге после Крымской войны (1853-1856 гг.), богослужения для них совершал на греческом языке, в одном из приделов Казанского собора, специально приглашенный из Константинополя архимандрит – Григорий Виглерис. В конце 1850-х годов греки попросили отвести место для трехпрестольного храма у Лиговского канала – в районе своего расселения. Было принято решение храм посвятить святому имени великого Димитрия Солунского чудотворца .
По высочайшему велению императора Александра II городская администрация выделила для постройки удобный участок – бывшую Летнюю Конную площадь на Песках. Получив разрешение на строительство церкви, греки стали собирать по-жертвования, но собранных общиной пожертвований хватило только на часовню. Тогда состоятельный грек предприниматель Дмитрий Егорович (Георгиевич) Бенардаки предложил отослать собранные деньги на возрождение церкви во имя святого Никодима при русском посольстве в Афинах, а строительство греческой церкви в Петербурге взял на себя.
Закладка церкви состоялась 25 мая 1861 года. Тогда митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор заложил на Летней Конной площади (ныне Греческая площадь) однокупольную церковь со звонницей и причтовые дома при ней, а улица Летняя Конная была переименована с постройкой храма в Греческий проспект (это название сохранилось до наших дней). Церковь сооружалась в византийском стиле по проекту Романа Ивановича Кузьмина (1811-1861), выдающегося зодчего, долгое время жившего в Греции. При закладке в стену южной пристройки к алтарю была вделана доска с надписью: «Православный храм сей во имя святого Димитрия Солунского заложен во славу Божию 25 мая 1861 году усердием и иждивением отставного поручика Дмитрия Егоровича Бенардаки в бытность полномочным министром греческого короля в Санкт-Петербурге князя И. М. Суццо, при сотрудничестве Греческого Генерального консула И.Е Кондоянаки по проекту, составленному строителем сего храма профессором архитектуры Р.И. Кузьминым». В 1865 году строительство храма было закончено, и он был торжественно освещен.
Служили в храме, вмещавшем 1000 человек, по-гречески и по-славянски священники, приглашаемые из Греции; они подчинялись греческому посольству. С освящением храма первым настоятелем был архимандрит Неофрит Погадос, переводивший с греческого на русский духовную литературу. Он непрерывно прослужил в этом храме 26 лет (с 1861 года по 1892 год). Кроме престольного праздника, особенно торжественно греки отмечали Благовещение, 25 марта – день освобождения Греции от турецкого ига и царские дни греческого королевского дома. В храме хранились списки чтимых греками чудотворных икон.
Церковь простояла до 1962 года , затем была разрушена. После того, как полностью было снесено церковное здание, при разборке фундамента, в полу алтаря, нашли гранитную плиту, где имелось отверстие, закрытое пластиной. И при ее вскрытии обнаружили под полом склеп, где обнаружили мумифицированное тело богато одетого мужчины, которое впоследствии было идентифицировано с телом Дмитрия Егоровича Бенардаки.
XVIII столетие стало поистине Золотым веком греческого меценатства в России. Особенно богата деяниями греческих меценатов история Санкт-Петербурга, украшенная именами Бенардаки, Доболлиса и других патриотов России и Греции. Из российской столицы начали свой путь известные меценаты Иоанис Варвакис и Зоис Капланис.
В конце ХIХ столетия (согласно данным Большой энциклопедии под редакцией Южакова) «число всех греков в России по приблизительному подсчету составляло около 80 тысяч». Век спустя численность российских греков мало изменилась. По данным Энциклопедии «Народы России», в 1989 году она составляла 91,7 тысячи человек.
О жизни греческой диаспоры в СПб 20-е-50-е годы известно мало. Практически все современные петербургские греки обосновались на берегах Невы после войны: конце 50-х годов к выходцам с Кавказа и Украины добавились политэмигранты, бежавшие из Греции после поражения в гражданской войне 1947-50 гг., а затем расселившиеся по разным уголкам Советского Союза.
Поскольку в Санкт-Петербург приезжали греки из разных мест и поселялись в разных районах города, то знакомство с соотечественниками происходило в дни приезда греческих ансамблей и на спектаклях Афинского драматического театра. Общение продолжалось на совместных праздниках - и общеправославных, и национальных. В первую очередь это - день освобождения Греции от турецкого ига (25 марта) и день ОХИ (28 октября).
Неофициальное греческое землячество в СПб начало образовываться в 70-е годы: большинство членов общины, приехали в город с черноморского побережья. Меньшинство (10%) представлено в основном «мариупольцами». Интерес к исторической родине и национальной культуре среди греков СПб особенно сильно начал проявляться в начале 90-х годов, к этому времени относится и время создания Общества греков Санкт-Петербурга, которое было зарегистрировано в 1992 году.
Имена многих греческих деятелей, трудившихся на русской земле, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. Феофан Грек – русский иконописец, Максим Грек – русский святой, мыслитель и ученый.
Многие века письменным языком Руси являлся церковнославянский язык. Подобно средневековой латыни, он был языком богослужения, науки и художественной литературы. А ведь сам этот язык создали славянские первоучители, греки Кирилл И Мефодий. Греческое Евангелие и богослужебные тексты слово в слово переводились на славянский язык, при этом там, где в греческом был глагол, и в славянском стоял глагол, прилагательное соответствовало прилагательному, существительное – существительному. Греческое слово, византийская мысль, право-славное искусство – все это органично влилось в русскую культуру, стало ее фундаментом и основой.
Греческий писатель Александр Стурдза говорит о себе: «Сын эмигрантов, я совершенно не знаю своей родины и связан с нею лишь памятью о родителях. Моя истинная страна – Россия; все притягивает меня к ней: религия, чувство долга, привычки и само мое сердце». Так думали многие изгнанники, для которых Россия стала вторым домом.
Дмитрий Егорович (Георгиевич) Бенардаки родился в июле 1799 году в Таганроге, в семье греческого офицера (впоследствии капитана-лейтенанта русской армии) Георгия Никифоровича Бенардаки.
Отец Дмитрия Бенардаки поселился в провинциальном российском городке Таганроге, на берегу Азовского моря, приехав в Россию после Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В это время в Таганроге и других южных землях России происходило массовое переселение греков, воевавших на стороне русских войск. Георгий Бенардаки по при-езде в Таганрог хорошо благоустроился.
Дмитрий Бенардаки после гимназии служил в Ахтарском гусарском полку. Затем, по семейным обстоятельствам вышел в отставку в 1823 г. в чине поручика. Д.Бенардаки начал свой бизнес, получив от отца, как сейчас говорят, свой небольшой начальный капитал. В это время в Петербурге шли торги по винным откупам, которые молодой Бенардаки удачно выиграл. Вскоре весь винодельческий промысел в столице с магазинами и складами стал принадлежать ему, от чего он несметно разбогател. Заработанные деньги Бенардаки вложил в сельское хозяйство и в промышленность. Заимел большие земельные угодья (более 620 тысяч десятин) и 10 тыс. крепостных. Затем он основал ставшей легендой русской промышленности Сормовский завод в Нижнем Новгороде. При Бенардаки на заводе впервые появились паровые машины, токарные станки, подъемный кран, а также первая в России мартеновская печь. В селе Макарьево под Н.-Новгородом он учредил знаменитую торговую ярмарку с многочисленным оборотом. Также он выступил организатором известного базара в Городце. Имел 16 заводов в шести губерниях, речное пароходство на Волге, золотые прииски в Восточной Сибири и Амурской области. В Петербурге купил дом 86 на Невском проспекте (ныне дом союза театральных деятелей им. Станиславского), а также три доходных дома на Греческом проспекте и многое другое. Имея такое богатство, являясь одним из первых миллионеров России, одно-временно был крупным благотворителем и меценатом. Так для своей исторической родины немалую долю своего состояния Бенардаки пожертвовал на строительство университета, национального музея и национальной библиотеки. В России также большую часть своего времени уделял делам благотворительности и меценатства. Дмитрием Бенардаки были основаны Фонды благотворительности нуждающимся учащимся Петербуржских мужских гимназий, опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создав несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов – «Приют и помощь детям». За его же счет – свидетельствовал современник – воспитывалось столько молодых людей и существовало столько бедняков, что Греция обязана ему вечной благодарностью. Есть сведения, что Петербургский откупщик нередко поддерживал материально на горе Афон русский монастырь Святого Пантелеймона.
Бенардаки взял на себя работы по сооружению Северного и Южного Кронштадтского фарватеров, за что был награжден Российским правительством орденом Св. Владимира IV степени, затем III степени. За свою благотворительную деятельность Бенардаки был награжден большим количеством наград от правительства Греции и России. Он был постановлением Правительствующего Сената 28 ноября 1850г. и 6 сентября 1861г. утвержден в потомственном дворянстве с его сыновьями и дочерьми.
В 1824 году Дмитрий Бенардаки женился на дочери Нежинского грека Анне Егоровне Кипури. У них родились три сына и пять дочерей. Жена Анна умерла в октябре 1846 года, когда сыну Константину было 5 дней, и не дожила до получения дворянского титула. До этого в глазах властей Д.Бенардаки оставался «поручиком Бенардаки», каковым он именовался во всех официальных бумагах.
В Эрмитаже хранятся портреты Д.Е.Бенардаки, жены Анны Егоровны и дочери Екатерины (графиня Д'Аш) выпол-ненные 1844 г. французским художником Карлом фон Штейбеном (Карлом Карловичем).
Бенардаки оставил большой след в истории русской культуры, как меценат и коллекционер современной и русской западной живописи, охотно представляющий свои картины на благотворительные выставки таких художников как Брюллов, Айвазовский и других. Также Д. Бенардаки был связан с деятелями культуры Санкт-Петербурга, с художниками, писателями, с такими, как Н.В. Гоголь, С. Аксаков, В. Жуковский, М. Лермонтов. Бенардаки считал за честь оказать финансовую помощь Гоголю, которым он восхищался его гениальностью. Во второй части «Мертвых душ» (которую он вскоре сжег) основа образа Констанжогло списана Гоголем с Бенардаки. Об особом отношении императорской семьи к Бенардаки свидетельствует то, что императорская семья Романовых была настолько расположена к нему, что занимала у него деньги на государственные нужды. Таких примеров благосклонности императорского дома единицы. Это считалось большой привилегией.
Скончался Бенардаки неожиданно – 28 мая 1870 года в Висбадене, в Германии. Учитывая его большие заслуги перед Россией, а также желание его детей, император Александр II разрешил похоронить дворянина Д.Е.Бенардаки в Греческой церкви и лично встречал на Николаевском вокзале поезд, доставивший гроб с забальзамированным телом в Петербург, где 21 июня Бенардаки был похоронен.
Каподистрия Иоанн Антонович (1776-1831) – граф, политический деятель, создатель современной Греции, ее первый президент. Для греков не было препятствий при поступлении на государственную службу. Среди российских дипломатов и военачальников было немало греков, мечтающих о том, что с помощью России их родина, в конце концов, обретет независимость. Весьма показательна в этом отношении судьба Иоанна Каподистрии. Он родился на Ионических островах, тех самых, где в 1800 году адмирал Федор Ушаков основал независимую республику Семи соединенных островов. Каподистрия занимал здесь пост государственного секретаря, а после того, как Ионические острова отошли Франции, молодой политик поступил на российскую службу. Это был 1812 год, и знание европейских реалий было необходимо российским дипломатам, которым предстояло отстаивать интересы державы, победившей Наполеона. Отправляя И. Каподистрию в Швейцарию, Александр I так охарактеризовал своего представителя: «Каподистрия человек весьма достойный по своей честности, мягкости обращения, по своим познаниям и либеральным взглядам. Он родом из Корфу, следовательно, республиканец, и выбор мой остановился на нем именно потому, что мне известны принципы, которыми он руководствуется». Дипломатическая деятельность находящегося на русской службе греческого аристократа была весьма успешной. К тому же, считая Россию своей «приемной родиной», Каподистрия очень любил русскую культуру, переписывался с учеными и литераторами. Именно он смог убедить Александра I напечатать за государственный счет собранные Н. Н. Бантыш-Каменским исторические документы. Благодаря хлопотам Иоанна Каподистрии мечтающий об Италии Константин Батюшков оказался в Русской миссии в Неаполе. А Александр Пушкин из-за ходатайства этого крупного чиновника перед императором вместо Сибири был сослан на Кавказ.
В течение многих лет Каподистрия переписывался с Н. М. Карамзиным, который называл своего друга «умнейшим человеком нынешнего двора». Карамзин не льстил сильным мира сего, и похвала его многого стоит. Сын сибирского помещика и потомок ионического аристократа во многом были единомышленниками. Оба воспитывались на идеях просвещения, оба были знатоками французской философии и литературы, оба преклонялись перед Монтескье. И Каподистрия, и Карамзин стали свидетелями последствий Французской революции. Оба были напуганы. Они считали монархию наиболее разумной системой государственного устройства, правда, Карамзин был приверженцем просвещенного абсолютизма, а Каподистрия склонялся к конституционной монархии.
Дипломатическая карьера Каподистрии прервалась, когда он начал убеждать российского императора объявить войну Османской империи и освободить Грецию. Получив отставку, он поселился в Швейцарии, где вел уединенную жизнь и занимался литературным и научным творчеством. В одном из писем он писал о греческой драме: «Часто думаю о греках: начался процесс страшный, решение впереди. Легче желать, нежели надеяться. Отчаяние есть сила для потомков древнего племени героев». В 1827 году возвращается в Грецию, где его избирают первым президентом республики. Памятник Иоаннису Каподистрии, подаренный Рос-сии Ассоциацией греческих общественных объединений, установлен рядом с местом уничтоженной в 30-е годы XX века греческой церкви, неподалеку от Греческого переулка (СПб, Лиговский пр.-6).
Ипсиланти Александр Константинович (1792-1828) – генерал-майор русской службы, участник Отечественной войны 1812 года. Друг И. Каподистрии, добрый знакомый А. С. Пушкина в период кишиневской ссылки поэта. В 1821 году генерал Ипсиланти нелегально перешел реку Прут и призвал греков к всеобщему восстанию против турецкого господства, добиваясь независимости родной Греции, возглавив его.
Призыв Ипсиланти всколыхнул не только Грецию. В 1823 году лорд Байрон снарядил на свои деньги корабль и, приплыв в порт Миссолунги, где были сосредоточены основные силы повстанцев, принял участие в военных действиях. Здесь он смертельно заболел. Умирая, великий английский поэт думал о Греции. «Я ей отдал мое время, – сказал он перед смертью, – деньги, здоровье. Что я могу ей еще дать? Теперь отдаю жизнь...» В глазах европейских романтиков воюющая за независимость Греция стала символом борьбы за свободу.
Мечтал присоединиться к Ипсиланти и Пушкин, однако осуществить эту мечту ему не удалось, хотя и сохранил воспоминание о замечательном современнике. На полях рукописи «Барышня-крестьянка» он нарисовал профиль Ипсиланти. Его образ Пушкин собирался запечатлеть в поэме о греческих повстанцах и тепло отозвался о нем в стихотворениях «Меж тем как генерал Орлов» и «К Овидию» (1821). Официально Россия не могла поддержать восставших, но сражаться за не-зависимость Греции отправились многие. Когда греческие повстанцы были разбиты, Николай I сделал единственное, что тогда было возможно: добился освобождения Александра Ипсиланти из австрийской тюрьмы.
В числе россиян, в чьих жилах текла греческая кровь, следует назвать: маршала Жукова и Сергея Королёва, Куинджи и Вернадского, Юрия Андропова и Андрея Сахарова…
Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику, музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>