Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики, музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.
Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:
Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)
Планируемая Вами дата и время
Планируемое место и адрес
Продолжительность мероприятия
Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)
Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)
Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды, музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.
Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)
Какие решения являются правильными для Вас? Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!
196240 г. Санкт-Петербург,
площадь Победы, дом 1
тел./факс.: +7 (812) 926-74-76
Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.
Первые поляки появились в Петербурге в самом начале XVIII века (еще до 1710 года), то есть во время начала строительства города. Доказательством этому служат метрические книги костёла Святой Екатерины. История дипломатических отношений между Варшавой и Петербургом уходит корнями к 1720 году, когда сюда прибыло польское королевское посольство во главе со Станиславом Хоментовским. В окружении Петра I было немало лиц, носивших по-польски звучавшие фамилии. Например, Павел Ягужинский, начав свою карьеру денщиком Петра I, закончил ее генерал-адъютантом. А отцом красавицы - царицы Екатерины I был мещанин Ян Скавронский, по другой версии Сковрощук.
В 1755-1758 годах пребывал в Петербурге литовский стольник Станислав Понятовский, пламенный обожатель принцессы Софьи-Фредерики-Августы Ангальт-Цербтской, будущей императрицы Екатерины II. Через 40 лет он доживал здесь свои дни как последний, уже лишенный престола, король Речи Посполитой.
Заметно выросла польская община города после разделов Польши, когда Центральная и Восточная части этой страны вошли в состав империи, но особенно после закрытия польских университетов (в ответ на восстание), когда в Петербург хлынули студенты-поляки для продолжения своего образования уже в российских высших учебных заведениях.
В XIX веке самую блестящую карьеру в Петербурге сделал князь Адам Чар- торыжский. Будучи в дружбе с императором Александром I, он стал одним из его самых доверенных советников, получил портфель министра иностранных дел, стал сенатором и членом Государственного совета. В Первой Государственной Думе заседало 50 депутатов - поляков.
Поляки-петербуржцы сыграли важную роль в развитии самого Петербурга и в образовании бескорыстных русско-польских связей, способствующих взаимопро- никновению обеих культур. Первым шагом на этом пути стало пребывание в Петербурге Адама Мицкевича. Встречи с интеллектуальной элитой Петербурга способствовали расширению творческих горизонтов поэта. В этот период он создал свои первые шедевры - "Крымские сонеты", "Сонеты", "Конрад Валленрод". Хочется вспомнить слова Ярослава Ивашкевича: "Петербург - это город Мицке-вича, здесь родился "Конрад". Если в 1824 году в Петербург приехал певец своих личных переживаний, то через пять лет его покидал поэт, достигший мировой славы".
В 1828 - 1830 годах в Петербурге важное место занимал музыкальный салон замечательной польской пианистки и композитора Марии Шимановской, переехавшей в Россию. Вместе с Мицкевичем и его другом Францишком Малевским сюда приходили художники Ю.Олешкевич и Александр Орловский, поэты А.Одынец, Ю.Корсак, А.Ходзько. Бывали здесь В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, П.А.Вязем- ский, композиторы М.И.Глинка, А.Ф.Львов, братья Михаил и Матвей Виельгорские. Этот салон на Итальянской-15 стал первым в России центром польско-русской дружбы в области культуры и прогресса.
В 1903 году в Петербурге побывал известный драматург-экспрессионист С.Пшибышевский вместе с известной в то время в Европе труппой Б.Болеслав- ского. С большим успехом были сыграны эпатирующие литературную богему столицы пьесы "Золотое руно", "Мать", "Для счастья", "Снег".
Важную роль в поддержании национальных культурно-исторических традиций играли, начиная с 1830 года, польскоязычные периодические издания: "Петербургский шалопай", "Петербургская газета", затем "Литературный ежегодник", "Край", "Петербургский еженедельник". Издавались также альманахи "Звезда" и "Незабудка". В годы первой мировой войны стали выходить новые польские газе- ты: "Польский голос", "Новый курьер", "Национольная газета". В революционные годы издавалась коммунистическая "Трибуна".
Однако главными пропагандистами польской культуры в столице России были музыканты и артисты балета. Руководителем класса скрипки в Петербургской консерватории был в 1862-1868 годах композитор и скрипач Генрих Венявский. В 1870 году приезжал в столицу Станислав Монюшко. Здесь с успехом шли его оперы, в том числе знаменитая "Галька". С большим успехом концертировал в Петербурге пианист И.Падеревский. Что же касается вклада поляков в историю Императорского Мариинского театра, то здесь нельзя не вспомнить балетную династию Кшесинских, в частности совместные выступления примадонны петербургского балета Матильды Кшесинской и гениального Вацлава Нижинского.
Эти выступления обеспечивали русским и запад- ным балетным спектаклям европейский уровень испол- нения на Петербургской сцене.
Польская техническая интеллигенция внесла за- метный вклад в развитие Петербурга. Например, А. Пшеницкий участвовал в строительстве двух главных мостов города - Троицкого и Дворцового. Польское акционерное общество «К.Рудницкий и К» строило мост имени Петра Великого, ныне Большеохтинский. Что же касается первого постоянного моста через Неву - Благовещенского, позднее – Николаевского, а затем Лейтенанта Шмидта, то в день его открытия Станислав Кербедз получил из рук Николая I эполеты генерал-инжинера.
Среди архитекторов и строителей стоит упомянуть имена М.Лялевича, авто- ра проекта Государственной Думы, и Степана Кричинского, который участвовал в проектировании Торгового дома на Большой Конюшенной улице, а также мечети и дома эмира бухарского по Каменноостровскому проспекту.
Важнейшую роль в подготовке польских специалистов средней и высшей квалификации сыграли петербургские учебные заведения. Перед началом первой мировой войны в ВУЗах Петербурга обучалось около 1400 польских студентов. Среди государственных и общественных деятелей II Речи Посполитой, писателей и художников, ученых и военных было несколько сотен выпускников петербургских гимназий, офицерских училищ, институтов, Петербургского университета и Римско-католической Духовной академии.
Чувство национальной принадлежности обеспечивала также римско-католическая церковь, в которой служили польские священнослужители. Перед революцией в Петербурге, Царском Селе и Петергофе было 16 костелов, 17 часовен, а также Римско-католическая Духовная академия и Духовная семинария.
К началу Первой мировой войны число поляков в городе достигло 70.тыс. человек и было самым многочисленным национальным меньшинством в пределах столицы.
Дальнейший расцвет польского Петербурга остановила революция 1917 го- да. Используя возможность репатриации в 1919 - 1924 годах город покинула значительная часть польской элиты - интеллектуальной, политической и предпринимательской. Всего репатриировалось около 60 тысяч человек. Согласно Всесоюзной переписи 1926 года в Ленинграде и области проживало 34 тыс. поляков (2,1%).
Нельзя обойти молчанием петербургскую деятельность активистов Социал-демократии Королевства Польского, а также левого крыла Польской социалистической партии, ставших впоследствии зачатком Коммунистической партии Поль- ши. Феликс Дзержинский, Ф.Кон, Ю.Лещинский-Ленский, Ю.Уншлихт появились в Петербурге сразу после Февральской революции и немедленно вместе с большевиками стали готовиться к свержению Временного правительства и торпедированию Учредительного собрания. Некоторые заняли высокие позиции в большевистской иерархии. Феликс Дзержинский уже в ноябре 1917 года был назначен руководителем ЧК, а во время войны 20 года стал начальником тыла Западного фронта Красной армии. Рядом с ним были Ю.Мархлевский, председатель Польревкома, а также Ю.Уншлихт, член коллегии Наркомата внутренних дел. Позднее он стал руководителем военной разведки ГРУ и воздушного гражданского флота.
После окончания гражданской войны часть поляков вернулась на историческую родину - возрожденное Польское государство.
1937 год стал особенно трагичным в истории польской диаспоры в СССР. По приказу НКВД было расстреляно более 2 тысяч поляков, о чем свидетельствует "Книга памяти поляков - жертв коммунизма, захороненных в Левашовской пустоши под Петербургом".
В течение 300 лет на берегах Невы постоянно проживало приблизительно 200-250 тыс. поляков.
В этническом составе населения Санкт-Петербурга поляки составляли в 1869 г.-11,2 тыс. чел., 1881г. - 17,6 тыс. чел., 1890 г.- 22,2 тыс. чел., 1900 г. - 44,9 тыс. чел., 1910 г. - 61,0 тыс. чел., 1920 г.- 24,8 тыс. чел., 1959 г.-11,7 тыс. чел., 1970 г.-10,9 тыс. чел., 1989 г.- 8 тыс. чел.; в 2002 г.- 4,5 тыс. человек.
Мицкевич Адам - польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко-филологическом факультете Виленского университета (1815-1819 гг.), учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-1823 гг.). Мицкевич прибыл с группой друзей в Петербург 9 ноября 1824. Из- за затянувшейся переписки с Министерством финансов вместо одного месяца Мицкевичу пришлось провести в Петербурге почти три года, что дало ему возможность завести знакомства как среди петербургской Полонии, так и в среде некоторых русских литераторов, близких ему по духу. В Петербурге А.Мицкевич входит в круг литераторов, объединенных в Вольное общество любителей русской словесности, членами которого были: Федор Глинка, Антон Дельвиг, Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер Кондратий Рылеев первый переводчик "Баллад и романсов" на русский язык. Эти дружеские связи способствовали созреванию у Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. С осени 1826 года началось знакомство поэта с Александром Пушкиным, вызванным царем в Москву из ссылки по случаю коронации. Благодаря совместным действиям Пушкина и Булгарина Мицкевичу удалось получить разрешение на выезд из Петербурга, откуда он уехал 25 мая 1829 года.
Орловский Александр - польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Родился в Варшаве в 1777 году, где и работал с 1793 до 1802 гг.
В Петербург Орловский приехал в 1802 г. уже зрелым мастером рисунка и живописи. Вскоре он стал придворным живописцем великого князя Константина и поселился во флигеле Мраморного дворца. Константин, любивший мундиры и муштру, требовал от живописца ежемесячно представлять ему какую-либо батальную сцену. Но не эта живопись прославила Орловского - вскоре он приобрел
известность как мастер рисунка, выполняемого всегда живо и точно. С 1809 года А. Орловский становится академиком Петербургской Академии художеств, существующей с 1757 года Академии искусств.
Художник бурного темперамента, романтик по натуре, Орловский создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в ла-тах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения ("Поль-ский всадник", 1809, "Четыре воина, сидящие под утёсом", 1829, оба произв. в Третьяковской галерее). Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят Орловскому место одного из основоположников сатирического жанра в России (портрет-шарж И.С.Брызгалова, сепия, 1820-е гг., Русский музей, Ленинград).
Огиньский Михаил - польский композитор и политический деятель, граф. Родился в 1765 году – г. Гузув (близ Варшавы). Учился игре на фортепьяно у Ю. Козловского, на скрипке - у И.М.Ярновича, Дж.Б. Виотти и П.М.Ф.Байо. Депутат четырехлетнего сейма (1788-1792), участник восстания Тадеуша. Костюшко. В 1795 году эмигрировал. С 1802 года жил в Залесье (близ Вильно), часто бывал в Петербурге, впервые в 1792 году. В 1810 году получил пост советника и сенатора Российской империи в правительстве царя Александра I. В 1822 - 1833 годах жил во Флоренции.
М. Огиньский - автор военных патриотических песен и маршей, романсов, около 40 фортепьянных пьес, в том числе полонезов, среди которых широко известный полонез "Прощание с Родиной", написанный в 1794 году, вальсов, мазурок и других танцевальных произведений. Полонез с 18 века считался национальным польским танцем, Огиньский обогатил его, вводя среднюю часть под названием "трио". Ему приписываются опера "Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире", песня "Ещё Польша не погибла", ставшая впоследствии польским национальным гимном. Написал мемуары (изданы в 4-х томах в Париже в 1826-1827 годах) и "Письма о музыке" (изданы в Кракове в 1956 году).
Сенковский Осип (Юлиан) - писатель, журналист, востоковед поль- ского происхождения. Родился в старинной польской шляхетской семье в 1800 г. в Виленском уезде. Окончил Виленский университет (1819 г.), после чего совершил путешествие по Востоку. В возрасте 28 лет стал членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. С 1822-1847 гг. - профессор на двух кафедрах: турецкой и арабской литературы Петербургского университета. Досконально владел араб- ским, турецким, персидским, сирийским, ивритом и греческим, а так же латынью, французским, английским, немецким, итальянским, испанским, литовским, баскийским, грузинским, монгольским, маньчжурским, исландским, китайским. Библиография его работ содержит свыше 440 позиций.
С 1834 по 1847 гг. (номинально - до 1856 года) Ю. Сенковский - редактор и издатель ежемесячного Петербургского журнала "Библиотека для чтения", в котором под псевдонимом Барон Брамбеус печатал "восточные", светские, бытовые, сатирические, научно-философские повести, фельетоны, статьи. Сенковский был сотрудником "Полярной звезды" - газеты редактируемой будущими декабристами, гордился дружбой с Бестужевым, которого учил польскому языку. Мицкевич посвятил Сенковскому стихотворение "Восток и север", носившее ироничный характер. Обладая литературным талантом, эрудицией, лёгкостью слога, Юлиан Сенковский, однако, не создал ничего долговечного в художественной литературе. Будучи сторонником теории "чистого искусства", отрицательно относился к реалистическому направлению в литературе, но современники оценивали Сенковского как "одного из выдающихся умов современности".
Шимановская Мария - польская пианистка и композитор. Родилась в Варшаве, в 1789 году. Училась у А.Лисовского и Г.Гремма (фортепьяно), возможно у Ф.Лесселя (композиция) в Варшаве. С 1810-х годов концертировала и писала музыку. С 1815 года гастролировала во многих городах Западной Европы. Впервые в Россию приехала в 1822 году, где давала концерты в Москве, Киеве, Львове, Кременце, затем - в Петербурге. С 1828 постоянно живет в Петербурге.
Шимановская давала уроки музыки в аристократических домах, в 1822 получила звание придворной пианистки, ее
ученицей была старшая дочь Николая I.
Вела открытый музыкальный салон. Этот салон на Итальянской-15 стал первым в России центром польско-русской дружбы в области культуры и прогресса. Здесь бывали сливки общества: Вяземский, Глинка, Жуков- ский, А.С. Пушкин, М.Огиньский, А.Мицкевич (был женат на её дочери) и другие. Ей посвятили свои сочинения И.В.Гёте, Л.Керубини, И.Н.Гуммель, Дж.Филд. Предшественница Фридерика Шопена, Шимановская способствовала формированию польского национально го стиля, использовала интонационно-ритмическую основу народных танцев, развивала жанры фортепьянных миниатюр - прелюды, ноктюрны, этюды, пьесы танцевальных жанров. В песнях на слова польских и французских поэтов национальные черты сочетаются с претворением традиций западноевропейской вокальной лирики.
Кричинский Степан (1874 - 1923) - известный архитектор начала XX ве-ка. Автор ряда крупных архитектурных объектов Санкт-Петербурга, он был активным участником различных конкурсов, изучал архитектуру Англии, Франции, Германии, Италии. В своем творчестве, в соответствии с архитектурной ситуацией начала XX века, он успел поработать в разных стилях: модерн, неоклассическом, и так называемом "русском" стиле.
В 1897 году С. Кричинский окончил институт гражданских инженеров в Петербурге. После этого он много путешествовал по Европе, где изучал особенности современной западной архитектуры.
В 1905-1906 гг. Кричинский проектирует на улице Чайковского 46/48 в доме великой княгини Ольги Александровны домовую церковь. В 1908 году у Московских ворот по его проекту было построено здание, позднее ставшее Институтом экспериментальной медицины. Прекрасным архитектурным творением явилось здание торгового дома Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной (ныне Дом Ленинградской Торговли), построенного совместно с И.Подлевским, И.Боткиным, и Н.Васильевым.
В 1909 году объявляется конкурс на проектирование Соборной мечети в Петербурге на углу Кронверского проспекта и Углового переулка. В 1910 году для изучения строительства мечетей Кричинский посетил Самарканд. Первое место в конкурсе занял совместный проект С.Кричинского Н.Васильева и А.Гогена, использовавший элементы одного из Мавзолеев Эмира в Самарканде. Строительство завершилось в 1919 году.
В 1913-1914 гг. на Каменоостровском проспекте в Петербурге был построен дом Бухарского эмира, спроектированный архитектором С. Кричинским. Дом художника Петра Щербова (в Гатчине на улице Чехова, д.4 «а»), спроектированный С. Кричинским и построенный в 1910-1911 годах - это наиболее смелый пример модерна в архитектуре. Дворец Воронцовой-Дашковой и Конный Двор в Парголово, спроектированные в подражание старым амппирным особнякам, напоминают Павловский дворец и некоторые загородные постройки на Каменном острове в Петербурге. Федоровский городок в Пушкине (большой комплекс зданий) создается С. Кричинским в 1913-1917 годах. В 70-х годах это архитектурное сооружение было взято под охрану и сейчас уже в основном отреставрировано. До конца своей жизни С. Кричинский работал, преподавал историю архитектуры в Институте гражданских инженеров, возглавлял архитектурно-строительное Управление при Губернском Комитете коммунального хозяйства, в подчинении которого находились все архитекторы города.
Малецкий Антоний – ксендз, инициатор создания учебно-воспитательных учреждений, учредитель первой и единственную в Российской Империи гимназию с преподаванием на польском языке.
По мере развития Санкт-Петербурга росло социальное расслоение общества, что породило возникновение большого количества нищих, беспризорных и неграмотных детей Все люди доброй воли сосредоточились вокруг построенного в 1782 году костела Святой Екатерины, который был польским центром благотворительности в Петербурге того времени. Общественная инициатива привела к созданию 10 января 1884 года Римско-католического Благотворительного Общества. С согласия местных властей общество заботилось о малоимущих. Создано было много: 2 приюта для мальчиков, приюты для младенцев, приют для девочек с обучением швейному делу, ремесленные артели, кружки помощи учащейся молодежи, дешевая столовая, хоспис для стариков, а также комитеты: медицинской помощи, по трудоустройству, помощи студентам, бесплатная юридическая консультация.
Существовал также дамский комитет, занимающийся организацией балов, концертов, театральных любительских представлений, доход с которых шел на благотворительные цели. На этих мероприятиях присутствовали сливки Петербургского общества.
На рубеже XIX-XX веков ксендз Антоний Малецкий образовал несколько учебно-воспитательных учреждений. Детям, оставшимся без родителей, крова и средств к существованию, он отдавал всю свою любовь, тепло души, время и силы. По его инициативе были образованы мастерские столярного, переплетного, слесарного и кузнечного дела, в которых можно было получить диплом подмастерья, а четырехклассное образование считалось обязательным. Особо одаренные дети продолжали учебу в гимназии Святой.Екатерины.
В 1907 году Малецкий образовал первую и единственную в целой Империи гимназию с преподаванием на польском языке. Младшие и ослабленные дети воспитывались в Луге, в специальном оздоровительном заведении. На его учреждение Владислав Бильски пожертвовал 40 тысяч рублей. Богатые петербургские поляки соревновались в щедрости во взносах на благотворительные цели. Например, сын Станислава Кербедзя Михаил передал Обществу 165 тысяч рублей. На эту сумму на улице Кирилловской 19 был построен современный многоэтажный дом, в котором разместился приют. Общество содержало также высшее учебное заведение - Римско-католическую Духовную Академию. Кроме Римско-католического Благо- творительного Общества в Петербурге работала благотворительная организация всероссийского масштаба - Общество Помощи Жертвам Войны.
Нижинский Вацлав - артист балета, балетмейстер польского происхождения. Родился в 1889 году, в Кие-ве. В 1907 году окончил Петербургское театральное училище и сразу был принят солистом в Мариинский театр в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-1913 и 1916-1917 годах - ведущий танцовщик и хореограф в "Русских сезонах" и в балетной труппе антрепризы С.П.Дягилева. Исполнял главные партии в балетах, поставленных М.М.Фокиным: "Петрушка" Стравинского, "Павильон Армиды" и "Нарцис"
Н.Черепнина, "Египетские ночи" Аренского, "Шопениана", "Карнавал" на музыку Шумана, "Призрак розы" на музыку Вебера, и др. В 1912 году поставил "Послеполуденный отдых фавна" на музыку Дебюсси, в 1913 г. - "Весну священную" Стравинского и "Игры" Дебюсси - все в Париже; в 1916 г. в Нью-Йорке - "Тиля Уленшпигеля" Р. Штрауса. Как танцовщик Нижинский. возродил искусство муж-ского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. Как балетмейстер Нижинский. был новатором, поставил бале-ты: "Послеполуденный отдых фавна" (1912 г.), "Игры" К. Дебюсси, "Весна священная" Стравинского (оба в 191 г.), "Тиль Уленшпигель" (1916 г.) на музыку Р. Штрауса. Эти постановки существенно расширили лексику балетного танца.
Дзержинский Феликс - советский государственный и партийный деятель, активный участник польского и русского революционного движения.
Родился в 1877 году, в имении Дзержиново, ныне Столбцовского района Минской области, в мелкопоместной дворянской семье. В 1895 вступил в литовскую социал-демократическую организацию в Вильно, примкнув к её левому крылу. В 1896 ушёл из гимназии и стал профессиональным революционером. В 1897 вёл революционную работу в Каунасе (Ковно), выпустил на польском языке нелегальную газету "Ковенский рабочий". В июле 1897 был арестован и в августе 1898 сослан на 3 г. в Вятскую губернию. В августе 1899 бежал из ссылки.
В Варшаве участвовал в восстановлении разгромленной полицией социал-демократической организации. В январе 1900 г. арестован и в январе 1902 г. сослан на 5 лет в Вилюйск; в связи с болезнью был оставлен в Верхоленске. В июне 1902 г. бежал, возвратился в Варшаву. В июле 1903 г. в Берлине на 4-м съезде Социал-демократии Коро левства Польского и Литвы (СДКП и Л) избран членом Главного правления СДКП и Л. Активно участвовал в Революции 1905-1907 гг.; как член Главного правления СДКП в 1905 г. возглавил грандиозную первомайскую демонстрацию в Варшаве, работал в Варшавской военно-
революционной организации РСДРП. В июле 1905 г. на Варшавской партийной конференции был арестован и заключён в Варшавскую цитадель; в октябре освобождён по амнистии. Делегат 4-го (Объединительного) съезда РСДРП (1906), на котором впервые встретился с В. И. Лениным; был введён в редакцию Центрального органа РСДРП как представитель СДКП и Л. В 1906 г. вёл партийную работу в Варшаве и Петербурге. Участвовал в работе 2-й (1-й Всероссийской) конференции РСДРП. В декабре 1906 г. арестован. На 5-м съезде РСДРП (1907) избран заочно в ЦК партии. В мае 1907 г. освобождён из тюрьмы под залог, но в апреле 1908 г. вновь арестован и в августе 1909 г. выслан на вечное поселение в Сибирь. В конце 1909 бежал за границу (в Берлин). В январе 1910 г. послан партией на лечение на остров Капри, откуда в марте 1910 г. вернулся в Краков. В 1910-1912 гг. работал в партийных организациях Варшавы, Ченстоховы и Домбровского района. В 1911 г. участвовал в созванном Лениным в Париже совещании членов ЦК РСДРП, живших за границей. В сентябре 1912 г. арестован и заключён в Варшавскую цитадель. В апреле 1914 г. осуждён на 3 года каторги, которую отбывал в Орловском каторжном централе. В 1916 г. вновь осуждён на 6 лет каторги.
Февральская революция освободила Дзержинского из Бутырской тюрьмы в Москве. Он сразу включился в активную партийную работу: был делегатом 1-й Московской городской партийной конференции (апрель 1917 г.), 7-й (Апрельской) конференции РСДРП (б) и 6-го съезда РСДРП(б), на котором избран членом ЦК партии. 16(29) октября 1917 г. на расширенном заседании ЦК РСДРП(б) выбран в Военно-революционный партийный центр по руководству вооружённым восстанием, а Петроградским советом - в состав ВРК. Был связным Центрального Коми- тета, через которого Ленин, находясь в Разливе, передавал большевикам свои указания и советы. Один из организаторов Октябрьского вооружённого восстания; руководил связью Смольного с отрядами восставших.
Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, на котором избран в состав ВЦИК, и член его Президиума. 7 (20) декабря 1917 г. по предложению Ленина назначен председателем ВЧК. За жестокость и беспощадность в борьбе с противни- ками большевистского режима соратники по партии называли Дзержинского "железный Феликс" Во время дискуссии по вопросу о Брестском мире 1918 стоял на ошибочной позиции "левых коммунистов". В годы Гражданской войны выполнял ряд ответственных поручений ЦК партии и Советского правительства. 29 мая 1920 года назначен начальником тыла Юго-Западного фронта; летом 1920 г. входил во Временный революционный комитет Польши в Белостоке. С 27 января 1921 г. председатель Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК, а с 14 апреля 1921 г. назначен наркомом путей сообщения с оставлением на постах председателя ВЧК и наркома внутренних дел. Со 2 февраля 1924 г. председатель ВСНХ СССР с оставлением на посту председателя Объединённого государственного политического управления при СНК СССР. Был делегатом 8-го, 10-14-го съездов партии; на 7 - 14-м съездах избирался членом ЦК. С апреля 1920 г. кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП (б), с июня 1924 г. и кандидат в члены Политбюро ЦК партии. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Награждён орденом Красного Знамени. Умер после заседания Объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), на котором выступил с пламенной речью, отстаивая генеральную линию партии против троцкистов. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.
Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский союз поля-ков имени епископа Антония Малецкого»
Дата регистрации: 09 апреля 1998 года
Цели и задачи деятельности:
Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику, музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>