Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
Таджики (тоджик) - народ, основное население Таджикистана, второй по численности народ в Афганистане. Живут также в Российской Федерации, Узбекистане, Казахстане и Киргизии. Говорят на языке западно-иранской группы индоевропейской семьи. Письменность – на основе арабской и русской графики. Верующие таджики – в основном мусульмане-сунниты.
Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики, музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.
Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:
Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)
Планируемая Вами дата и время
Планируемое место и адрес
Продолжительность мероприятия
Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)
Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)
Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды, музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.
Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)
Какие решения являются правильными для Вас? Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!
196240 г. Санкт-Петербург,
площадь Победы, дом 1
тел./факс.: +7 (812) 926-74-76
Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.
История дружбы народов Средней Азии и России, берет свое начало с конца VIII-IX вв., когда бухарские и хорезмские падишахи открыли торговые отношения в пределах южных границах Царской России. Позже в конце XVII - начала XVIII века открылись посольские отделы для экономических и культурных отношений между государствами.
Впервые в 1857 году в Санкт-Петербург в составе работников посольства как советник и переводчик приехал молодой ученый - просветитель таджик по национальности Алома Ахмад Дониш, который позднее в 1869 г. и 1873 г. также посещал город на Неве с рабочими визитами. Поездки с Петербург ознаменовались написанием просветительской книги «Путешествие из Бухары в Петербург», где автор описывал архитектуру города, государственный строй, русскую культуру, учебные заведения Санкт-Петербурга. По свидетельствам современников, Ахмад Дониш участвовал во многих торжествах, которые проходили при дворе Николая II, что также нашло отражение в его книге. В библиотеках Санкт-Петербурга остались акростихи, переведенные на русский язык А. Донишом: о свадьбе дочери Анны Николая II и о просторах Великой России. За свои заслуги он был удостоен личными наградам и подарками императора России и Эмира Бухарского.
Вслед за А. Донишем в Санкт-Петербург были приглашены другие таджики, которые работали в области науки и культуры , торговли и управления в сельском хозяйстве. Таджики во главе Эмиром Бухарским приняли участие в строительстве первой Соборной Мечети в городе на Неве. Мечеть была построена на деньги собранные народом Бухарского Эмирата.
«С тех времен прошли многие события в жизни наших народов и государств, приходили и уходили многие правители, грабители и созидатели, революции и войны, но наши народы как могли, так и строили свои мирные взаимоотношения» .
Таджикская диаспора в Северо-Западном регионе Российской Федерации официально была зарегистрирована в марте 1999 года. До этого она работала и существовала как землячество студентов и аспирантов и нескольких смежных семей в городе и области.
В начале 90 годов в Северо-Западный регион (и, в частности, в Петербург), приехали многие беженцы из республик Средней Азии.
Год за годом число экономических беженцев возрастало, и тогда вопрос о создании общественной организации «Санкт-Петербургское Общество дружбы российских и таджикских народов «Сомониён» встал со всей очевидностью в силу необходимости и целесообразности.
Учредителями общественной организации стали: председатель таджикской диаспоры доцент факультета журналистики СПбГУ - Мирзода М.М, представитель Маджлиси Оли Маджлиси Мили Республики Таджикистан в странах СНГ - Хушвахтов Ф.Х, президент РОО «Сомониён» - Гафуров И.Г., Мамаджонов О. М. и Махмадов А.А..
Деятельность Таджикской диаспоры в городе Санкт-Петербурге многогранна. Уже более 10 лет таджикская диаспора участвует во всех мероприятиях, про-водимых СПб ГУ «СПб Дом национальностей» и Администрацией Санкт-Петербурга. Вместе с тем, общество активно помогает всем соотечественникам по юридическим, культурным, просветительским вопросам, проводя консультации. При диаспоре работают воскресные школы, народно инструментальный ансамбль «Гульшани Роз», издается ежемесячная газета на русском и таджикском языках «Хорасан».
Омар Хайам - уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран). Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование. Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Курры.
Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида. Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова: Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.
В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником. Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
С группой учёных разработал солнечный календарь — намного точнее Григорианского. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу. Он скитается по дворам разных властителей, затем возвращается в родной Нишапур, где умирает в нищете и одиночестве.
Абу Абдаллах Рудаки Джафар (ок. 860, с. Панджрудак, ныне Таджикистан — 941, там же) — таджикский и персидский поэт. Считается родоначальником поэзии на фарси. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также, вероятно, и как автор. Будучи, по преданию, слепым от рождения, он тем не менее получил хорошее схоластическое образование, знал арабский язык.
Свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы и богатства. Незадолго до смерти подвергся изгнанию и умер в нищете. Из литературного наследия Рудаки (по преданию — более 130 тыс. двустиший; другая версия — 1300 тыс. — неправдоподобна) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933) и автобиографическая «Ода на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи). Остальное — фрагменты произведений панегирического, лирического и дидактического содержания, в том числе из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932) и пяти других поэм.
Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Лаконизм, простота поэтических средств, доступность образа в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими «классический» (иначе хорасанский, или туркестанский) стиль персоязычной литературы, сохранявшийся до конца XII века. На предполагаемой могиле Рудаки в его родном селении сооружен мавзолей.
Джами — персидско-таджикский писатель, философ, музыковед. Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке. Джами родился в семье влиятельного духовного лица, получил образование в Герате и Самарканде. В дальнейшем отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбанди». В 1456 году стал главою гератского ордена. Характерная черта творчества Джами — многожанровость. Он пользовался всеми традиционными поэтическими форма-ми — месневи, касыда, газель, рубаи, кыт’а. Он писал прозаические суфийские трактаты, светские произведения: трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению шарад му’амма — искусству, широко распространенному в XV веке. Расцвет его творчества, относящийся к периоду после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—1478). В 1480—1487 годах Джами завершает цикл поэм (дастанов) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы»).
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс Ибн Юсуф – классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, привнесший в персидскую эпопею реалистический стиль. Его наследие одинаково широко ценится как национальное в Иране, Азербайджане, Таджикистане и Афганистане. Место рождения Низами спорно. Довлет-шах (XV век) и Хаджи Лютф Али Бей в биографическом сочинении «Атешкида» (XVIII век) называют Кум в центральном Иране, ссылаясь на его собственные стихи из «Искандер-намэ»:
«Хотя я затерян в море Гянджи словно жемчужина,
Но я из Кухистана (букв. «Горной страны») города Кум,
В Тафрише есть деревня, и свою славу (букв. «свое имя»)».
Низами стал искать оттуда. Другие средневековые биографы называют ме-стом его рождения Гянджу, в которой он жил практически безвыездно и в которой умер. В настоящее время в ходу «компромиссная» гипотеза, согласно которой Низами родился в Гяндже, но его отец происходил из Кума. Отец Низами, чиновник по имени Юсуф ибн Заки, умер, когда тот был еще мальчиком, и Низами воспитывала его мать-курдянка Ра’иса и брат матери Ходжа Умар. Низами был блестяще по тому времени образован: его поэмы свидетельствуют о прекрасном знании не только арабско-персидской литературы, но и математики, астрономии, астрологии, философии, богословия – в общем, всего свода тогдашних наук. Низами, как указывалось, жил в Гяндже, при дворе сельджукских правителей (атабеков) Ильдегизидов. Он был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил множество стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффарр ад-Дином. От нее он имел сына Мухаммеда. Афак умерла, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ши-рин».
Мирзо Турсунзаде родился в 1911 году в кишлаке Каратаг Гисарской долины. Его отец усто Турсун был одаренным человеком и как все ремесленники едва сводил концы с концами. Но, не смотря на это, усто Турсун очень хотел, чтобы его сын был грамотным человеком. Некоторое время маленький Мирзо учился у муллы. После победы Великой Октябрьской Революции открылась дверь счастья и просвещения перед детьми бедняков. В Каратаге открылась первая Советская школа. И Мирзо стал первым из ее учеников. В 1925-26 годы учился интернате г.Душанбе. До 1930 года в Таджикском институте просвещения г.Ташкента, где Мирзо Турсунзаде получил высшее образование. Лучшие страницы своего творчества он посвятил Родине и своему народу. За заслуги перед Отечеством Мирзо Турсунзаде была присвоена Государственная и Ленинская премии СССР, звание Героя Социалистического труда и другие государственные награды. В 2001 году Мирзо Турсунзаде присвоено звание народный герой Таджикистана. По решению ЮНЕСКО 90-летие Мирзо Турсунзаде праздновалось не только в Таджикистане, но и во всем мире. В 1978 году (в честь выдающегося поэта Мирзо Турсунзаде) таджикский город Регар переименован в город Турсунзаде.
Среди современников-таджиков, известных людей в Таджикистане и России следует назвать:
Общественная организация «Санкт-Петербургское общество дружбы россий-ского и таджикского народов «Сомониён»
Дата регистрации: создана 29 марта 1999 года, зарегистрирована 21 апреля 1999 года.
Цель организации – всемерное содействие развитию и укреплению дружбы и сотрудничества российского и таджикского народов.
Задачи:
Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику, музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>