Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) - 3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских.
Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар.
Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год).
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский).
Верующие татары в основном - мусульмане-сунниты, исключение составляет небольшая группа - кряшен, исповедующих православие.
Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики, музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.
Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:
Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)
Планируемая Вами дата и время
Планируемое место и адрес
Продолжительность мероприятия
Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)
Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)
Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды, музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.
Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)
Какие решения являются правильными для Вас? Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!
196240 г. Санкт-Петербург,
площадь Победы, дом 1
тел./факс.: +7 (812) 926-74-76
Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.
Татары влились в многонациональную структуру Северной столицы с первых дней ее основания.
Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары. Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней "Татарский переулок". Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи. Татары никогда не теряли связи с корнями своих предков. Принявшие христианство татары составили довольно значительный перечень аристократических дворянских фамилий России (Ширинский, Шехматов, Шереметьев, Мещерский, Апраксин, Аксаков, Нарышкин, Юсупов, Тургенев, Карамзин, Жуковский, Суворов, Рахманинов, Державин, Танеев, Тимирязев и др.).
Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. Существовала небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. Трудовая деятельность этой небольшой этнической группы петербургского населения была довольно разнообразна. В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, честностью, трезвостью, аккуратностью и пользовались спросом у работодателей. Состоятельные аристократы столицы предпочитали нанимать кучеров и ко-нюхов из татар. Татары вели крупную торговлю мехами, кожей, коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами, готовым платьем. Уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли хлебом, кожей, солью всецело находились в их руках.
Петербургские татары держали все железнодорожные рестораны и буфеты по Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам, от Петербурга до Москвы и даже Варшавы, а также несколько крупных городских ресторанов: на Невском проспекте ресторан "Крестовский сад" Ялышева, ресторан Карамышева и большой ресторан Николаевского вокзала Байрашева. В Новой Деревне купец I гильдии Рахматулла Халитов содержал знаменитый на всю столицу фешенебельный ресторан "Самарканд", который славился цыганскими хорами. Большой популярностью у петербуржцев пользовалась рыбная торговля "Мусина и наследников". Фирма торговала красной рыбой холодного и горячего копчения, икрой, а также имела живорыбные садки на Круглом рынке и на Фонтанке. В начале XX века прислуга в императорском Зимнем дворце была в основном укомплектована из татар (100 человек). В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите. В 1881 году ахун второго магометанского прихода Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети.
Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых. До 1939 года мечеть была действующей. С 1956 года служба в мечети возобновилась. В 1990 году возобновлено издание газе-ты «Нур». Первая в России татарская газета была основана в Санкт-Петербурге татарским просветителем, богословом и общественным деятелем Атауллой Баязитовым в 1905 году.
20 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге, во дворе восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного университета открыли памятник этому известному татарскому общественному и религиозному деятелю.
К 300-летию Санкт-Петербурга на Пискаревском кладбище была создана Аллея Памяти. В 2001 году, в день прорыва блокады Ленинграда, на Аллее Памяти была открыта Мемориальная доска с надписью «Республика Татарстан. Вечная память землякам – защитникам блокадного Ленинграда».
К середине ХIХ века образовалось несколько крупных общинно-приходских объединений, которые были построены по принципу локально-этнической принадлежности (принадлежности к географическому месту выхода). Наиболее многочисленные из них образованы выходцами из Казанской, Нижегородской, Пензенской губерний, а также из города Касимова. В состав их входили и более мелкие этнические группы татар - самарские, саратовские, уфимские, оренбургские, сибирские, тобольские, астраханские и другие.
К началу ХХ века основную часть петербургских татар составляли мещане и купцы. Существовала также прослойка дворян из военных и духовенства.
Несколько тысяч татар проходили службу в частях Императорской гвардии в Петербурге и на кораблях Балтийского флота в Кронштадте.
Находясь вдали от исторической родины, татары сохраняли культуру, обычаи, неукоснительно соблюдали законы шариата (практически все татарское население исповедовало мусульманскую религию суннитского толка).
Этому способствовало строительство в Санкт-Петербурге соборной мечети, которая была заложена в 1910 году. Первый намаз в мечети состоялся в 1913 году и был приурочен к празднованию 300-летия Дома Романовых.
Постоянная экспозиция музея знакомит посетителей с культурой разных групп волго-уральских татар (казанских, касимовских, мишарей, кряшен) в конце ХIХ — начале ХХ века. Эти группы формировались на основе населения Волжской Булгарии — одного из первых раннефеодальных государств на территории Среднего Поволжья. Это государство просуществовало до 1236 года, а впоследствии на его месте был образован один из десяти иклимов (административных подразделений Золотой Орды). Формирование объединений казанских, касимовских татар и мишарей закончилось к середине ХVI века.
Касимовские татары в ХV веке были расселены на Оби вблизи города Касимова, названного в честь Касима, сына казанского хана Улу-Мухаммеда, правившего тогда Мещерским городком (прежнее название Касимова). В культуре татар-кряшен, принявших в ХVI–ХVIII веках христианство (православие), присутствуют черты, отличающие их от других групп татар. Например, в языке кряшен почти нет слов арабского происхождения.
Самобытные черты волго-уральских татар определяются древними традициями пашенного земледелия и ремесленного мастерства. Развитие ремесел и кустарных промыслов создавало объективные условия для оживления торговли. Помимо торговли, в лавках татарские купцы практиковали продажу мелочного товара враз-нос и «в разъезд». Ремесленная и торговая жизнь городов и крупных селений наиболее ярко проявлялась в проведении ярмарок и базаров. Все это способствовало появлению в татарских домах изделий фабричного производства. Татары раньше других народов Поволжья стали носить одежду, сшитую из тканей фабричного производства. Как мужчины, так и женщины носили широкую рубаху, надевая поверх нее безрукавку-камзол.
На экспозиции Российского этнографического музея широко представлены женские праздничные одежды. Эти наряды отличает богатство ткани (шелк, парча, бархат), изящество золотной вышивки, украшающей головные уборы, роскошь традиционной обуви, выполненной в технике кожаной мозаики. В Волжской Булгарии были развиты ювелирное дело, кожевенное (в частности изготовление национальной кожаной обуви «ичегов» и головных уборов «каляпуг»), а также ткачество и вышивка. В районах, близких к Казани и Заказанью, в ичежно-каляпужном промысле было занято большое количество мужчин и женщин. При изготовлении ичегов мужчины обычно занимались выделкой кож, их окраской и раскроем, а женщины сшивали заготовки и украшали их узором, используя металлические, шелковые или хлопчатобумажные нити. Узорная обувь составляла часть праздничной одежды не только татарской, но и русской знати. Однако главные рынки сбыта узорной обуви находились в Средней Азии и на Кавказе.
Великолепные мужские и женские головные уборы татар являются непревзойденными памятниками народного искусства. Украшенные богатой вышивкой, исполненной золотными и серебряными нитями, они сохраняют древнюю булгар-скую традицию украшения изделий. Ушковая техника, уникальный прием в области текстильных построений, украшала женские головные уборы — калфаки в ХIХ ве-ке. Мастера использовали бисер, шелковые ленты, бархат, позумент, металлизированные нити.
Узоры, которыми украшали татары свои изделия, были разнообразны. Одна-ко существовали ограничения в выборе декоративных мотивов в связи с запретом мусульманской религии изображать живые существа. Поэтому и преобладает растительный орнамент, основными элементами которого являлись стилизованные изображения цветов и листьев.
Ювелирное искусство было приоритетом мужчин. Чаще всего эта профессия передавалась по наследству от отца к сыну. Татарские мастера владели всеми приемами ювелирной техники, в основе которой художественные традиции волжских булгар, постигших тайны художественной обработки металла еще в глубокой древности. Однако чаще всего использовалась так называемая «бугорчатая» филигрань, при изготовлении которой проволока, изгибаясь в узор, периодически выступала над плоскостью в виде завитка - бугорка.
Серебро мастера искусно сочетали с полудрагоценными и поделочными камнями (сердоликом, бирюзой, малахитом) и цветным стеклом. Кроме филиграни, в ювелирном деле применялись чеканка, гравировка, инкрустация и литье. Татарские украшения - браслеты, кольца, пряжки, воротниковые застежки, накосные под-вески - отличает высочайшее мастерство исполнения.
Экспозиция музея знакомит посетителей и с особенностями быта татар, в частности демонстрирует характерные черты традиционного татарского жилища. Обстановочная сцена «Женская половина татарского дома» наглядно демонстрирует его внутреннее убранство. Хозяйка дома изображена сидящей на широких нарах, расположенных вдоль всей передней стены. Возле нар помещен небольшой столик, на который обычно во время трапезы ставили самовар и чайную посуду. Этнический колорит интерьера подчеркивает убранство стен и пола разнообразными вышитыми и ткаными изделиями: молитвенными ковриками, покрывалами, полотенцами, ткаными половиками.
Мусульманская религия всегда играла важную роль в жизни татарской общины. Дети получали образование в духовных школах при мечетях. Грамотность подразумевала знание арабского алфавита, а главным содержанием обучения было разучивание Корана. На экспозиции музея демонстрируются: кумган - кувшин для омовения перед совершением намаза, футляры для хранения изречений из Корана, четки.
В целом собрание татарских памятников насчитывает более 3500 единиц, составляющих золотой фонд Российского этнографического музея.
В настоящее время татарская диаспора в Петербурге объединена в несколько общественных организаций. Татарские национальные общества созданы в Гатчине, Кронштадте, Тосно. Татарская автономия ежегодно проводит Дни исламской культуры в Петербурге и Ленинградской области, встречи с делегатами Всемирного конгресса татар, организует лекции, выставки и концерты, устраивает показы фильмов, городские автобусные и водные экскурсии «Татарский Петербург». На концертных площадках успешно выступают фольклорные ансамбли «Шатлык», «Ак-калфак» и «Ак-тэннер», танцевальные коллективы - детская группа «Петушки» и молодежный ансамбль «Анима».
Каждый год в июле проходят Дни татарской молодежи. Традиционно большой интерес горожан вызывает празднование Сабантуя (Праздника плуга). История Сабантуя такая же древняя, как и сам татарский народ. Уже в X веке по окончании весеннего сева начинался праздник. Традиционно в программе праздника - национальные игры, конкурсы и, конечно, конные скачки. Кульминация Сабантуя – соревнования батыров по национальной борьбе на поясах (куреш).
Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику, музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>