Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.

Вепсы

Вепсы

Общие сведения

Вепсы (бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет) - народ, относящийся к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Этническая территория вепсов охватывает пространство между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Исповедуютправославие, некоторые остаются язычниками. Среди вепсов широкое распространение получило гончарное дело, камнетесный промысел и  разработка месторождений камня (Брусненские и Шокшинские каменоломни). Брусненский камень, например, использован при внешней отделке Мариинского дворца и в оформлении парадной лестницы бывшего Мраморного дворца. В первые десятилетия XIX века подрядчики нанимали вепсских каменотесов «к строению реки Мойки», работали они на Шлиссельбургских шлюзах, строительстве Обводного канала и т. д. В 2000 году в городе было открыто «Национально-культурное Вепсское общество». Здесь занимаются исследованием, сохранением и развитием вепсского языка, национальной культуры; имеется отдел науки и образования, студенческий сектор, редакция газеты Piterin lehtez.

Мы предлагаем Вам

Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий. При реализации мероприятий  наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики,  музыкального сопровождения, детали оформления и т. п.


Для более успешного взаимодействия с Вами предварительно просим Вас уточнить следующую информацию:

  • Название (или тема) мероприятия Формат мероприятия ( гулянья,концерт, выставка, свадьба, банкет и пр.)

  • Планируемая Вами дата и время

  • Планируемое место и адрес

  • Продолжительность  мероприятия

  • Ваши пожелания по подбору национальных ансамблей (исполнителей)

  • Ваши пожелания по ведущему мероприятия (национальный язык общения, пол, возраст и др)

  • Ваши пожелания по подбору национальной кухни, национальной одежды,  музыкальному сопровождению, оформлению места и т.п.

  • Категория участников и зрителей (пожилые люди\взрослые\дети, гости города и др.)

Какие решения являются правильными для Вас?  Свяжитесь с нашими специалистами или экспертами!

Напишите нам >>>

Контакты

196240 г. Санкт-Петербург,
 площадь Победы, дом 1
 тел./факс.: +7 (812) 926-74-76

Авторы веб-ресурса уважают права других лиц на интеллектуальную собственность и стремятся к тому, чтобы на ресурсе не было содержимого, нарушающего таковые права. Авторы просят пользователей веб-ресурса сообщать об обнаруженных на сайте случаях непреднамеренного нарушения авторских прав. При выявлении случаев нарушения авторских прав, авторы обязуются рассмотреть претензии правообладателей, при необходимости принести им официальные извинения и незамедлительно удалить соответствующий материал.



Исторические данные

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису. Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). «Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названазаволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Известные представители

Никола́й Ви́кторович Абра́мов (24 января 1961, дер. Ладва (vep), Ленинградская область — 23 января 2016, Петрозаводск) —вепсский и русский писатель, поэт, журналист, литературный переводчик, заслуженный работник культуры Республики Карелия.

НКО в Петербурге

Санкт-Петербургское национально-культурное вепсское общество

«Санкт-Петербургская вепсская газета».

Адрес редакции: 199226 СПб., Наличная ул., д. 36, кор. 3, кв. 265.

Санкт-Петербургская Ассоциация финно-угроведов

Адрес: 191186 СПб., Инженерная ул., д. 4/1, Российский Этнографический музей

Национальный центр культур финно-угорских народов Финно-угорского фонда

Адрес: СПб., Невский пр., 166


Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных праздников. При организации этнокультурных мероприятий  наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную кухню, национальную одежду и атрибутику,  музыкальное сопровождение, оформление и т.п. При проведении культурно массовых мероприятий такого вида мы приглашаем лучших представителей национально-творческих коллективов и фольклорных исполнителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Российской федерации. Подробнее >>>


Яндекс.Метрика