Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.
Вторая из серии экскурсий «Мусульмане Москвы» посвящена одному из главных районов расселения мусульманского населения Москвы — Замоскворечью (его западной части). Напомним, что связи Руси с мусульманским миром стали складываться с древности. А после монгольского нашествия XIII в. за столетия ордынского ига мусульманское население города все ощутимее росло. Большинство его составили выходцы из земель Золотой Орды. Со временем их стали собирательно называть «татарами», хотя тогдашние татары были лишь очень далекими и вовсе не единственными предками современных татар.
На службу к московским правителям стали приезжать представители знатных ордынских семей. От них пошли родовитые фамилии Юсуповых, Тургеневых, Карамзиных, Аракчеевых, постепенно влившиеся в состав русской аристократии. Они получают от московских правителей земли в Москве и вокруг нее.
Уже после распада Золотой Орды и свержения Русью ордынского ига в Москве появились Крымский двор для послов и купцов из Крымского ханства — в районе нынешнего Крымского вала, а немного южнее, за современным Павелецким вокзалом — Ногайский двор для приводивших тысячи чистокровных коней на продажу в русской столице уроженцев Ногайской орды. Со временем мусульмане (прежде всего татары) стали селиться преимущественно в Замоскворечье, а также вблизи Мясницкой, Трубной и др.
Топонимика Замоскворечья сохранила память об Орде. Здесь и улицы Большая и Малая Ордынка — по Ордынке на юг, в ханскую ставку тянулись возы с данью. Здесь располагалась слобода Толмачи, которую населяли переводчики, необходимые в контактах с Ордой. Это были владевшие русским языком ханские подданные, приезжавшие в Москву с послами, а затем поступавшие на службу к русским государям — т. е. татары. Позднее появились и толмачи-русские. Притом вначале слобода толмачей располагалась восточнее (о чем напоминает название Старый Толмачевский пер.), а потом была перенесена за Ордынку — и там появились Большой и Малый Толмачевские переулки.
С самого начала татарское население Замоскворечья соседствовало с русским. Так здесь накапливался опыт совместного проживания людей разной национальной и религиозной принадлежности. Со временем границы расселения татар размывались, и они стали жить просто бок о бок с русскими. Так что повседневная жизнь Замоскворечья, блистательно изображенная в пьесах А. Н. Островского, который здесь, на Малой Ордынке, и родился, протекала в постоянном взаимодействии разноэтничных жителей этих мест.
Поэтому понятно, что во время экскурсии нельзя пропустить и многочисленные памятники русской истории и русской культуры, являвшиеся и поныне являющиеся неотъемлемой частью культурной среды Замоскворечья.
Замоскворечье многие века было основным центром проживания мусульман в Москве. Здесь развивались их торговые, культурные и повседневные контакты с русским населением столицы. Эти контакты создавали особую среду взаимодействия разных культур и религий. И это взаимодействие обогащало всех его участников — и православных-русских, и мусульман-татар.
Во время экскурсии можно будет узнать (или вспомнить):
Объекты маршрута
Продолжительность экскурсии
1,5 — 2 часа