Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.


Мусульмане Москвы – многовековое соседство

Мусульмане Москвы – многовековое соседство

Полное описание

Первая из серии экскурсий «Мусульмане Москвы» вводит слушателей в круг вопросов, связанных со становившимися в течение веков все более многочисленными соседями коренных москвичей — выходцами из мусульманского мира. Первые контакты с ним берут начало в незапамятные времена через арабских, персидских, среднеазиатских купцов, приезжавших на Русь еще до появления на карте самой Москвы. С установлением регулярных торговых связей торговцы поселялись в русских городах, включая возникшую в XII в. Москву — вероятно, первыми московскими мусульманами стали выходцы из Волжской Булгарии.

После монгольского нашествия на Русь и столетий ордынского ига мусульманское население города, которому суждено было стать русской столицей, выросло. Пришедших из Золотой Орды все чаще собирательно называют «татарами», хотя тогдашние татары были лишь очень далекими и вовсе не единственными предками современных татар. Тем временем связи русских земель с мусульманским Востоком крепнут. Даже знаменитый венец русских царей — «шапка Мономаха» была изготовлена в Средней Азии, Египте или Золотой Орде и попала в Москву как подарок золотоордынского хана Узбека. Есть мнение, что построенный в честь взятия Казани Покровский собор на Красной площади архитектурно повторял некоторые формы снесенной Иваном Грозным в 1552 г. главной казанской мечети Кул Шариф.

На Русь приезжают представители знатных ордынских семей и здесь становятся основателями родовитых фамилий Юсуповых, Тургеневых, Карамзиных, Аракчеевых и многих других. Они получают от московских правителей земли — на территории нынешних районов Черкизово, Крылатское (Татарово), вероятно, Измайлово и др. А резиденция ханских баскаков, собиравших дань в годы ордынского ига, некогда помещалась в самом Кремле, на месте построенного позже Чудова монастыря.

Затем в Москве появились Крымский двор для послов и купцов из Крымского ханства — в районе нынешнего Крымского вала, Ногайский двор для приводивших тысячи чистокровных коней на продажу в русской столице уроженцев Ногайской орды — немного южнее, за современным Павелецким вокзалом. Со временем мусульмане (а это были прежде всего татары) стали селиться в определенных районах — Замоскворечье, вблизи Мясницкой, Трубной и др.

Постепенно самой многочисленной группой «московских татар» становятся выходцы из земель бывших Казанского и Касимовского ханств. А после победы над Наполеоном в награду за героизм воинов-мусульман было позволено построить в Москве первую мечеть. Сегодня, кроме нее, их в столице уже несколько — недавно перестроенная и ставшая самой большой в Европе Соборная мечеть, мемориальная мечеть на Поклонной горе в память героев-мусульман, павших в годы Великой Отечественной, а также две мечети в комплексе традиционных религий в Отрадном.

Один из шедевров московской архитектуры ХХ в. — ворота столицы на Восток, Казанский вокзал, в строительстве и украшении которого были заняты крупнейшие мастера — архитекторы, живописцы. Сегодня татары — одна из самых многочисленных этнических групп московского населения, кроме русских.

Экскурсия посвящена самому первому месту проживания мусульман в Москве — Кремлю и Китай-городу. Здесь можно было встретить и послов от мусульманских правителей, и купцов с Востока — первыми из них с конца XV в. стали негоцианты из Турции.

Мусульмане издавна жили в Москве или приезжали сюда по торговым, дипломатическим делам. Контакты между ними и коренными москвичами (как и между ними и проживавшими тут выходцами из других стран) насчитывали много веков и стали основой для последующих добрососедских отношений москвичей разных национальностей и вероисповеданий.

Экскурсионные маршруты

Во время экскурсии можно будет узнать

  • что Чудов монастырь в Кремле был основан в 1365 г. на месте двора ханских наместников, подаренного митрополиту Алексию в награду за исцеление им ордынской ханши Тайдулы
  • что страницы документов позволяют даже назвать имена многих купцов, останавливавшихся в Китай-городе, и приблизительно показать, где именно они жили
  • что ключевыми пунктами топографии тогдашнего Китай-города были «крестцы» (перекрестки) на главных улицах Варварке, Ильинке и Никольской
  • что здесь же, в Зарядье, располагался также Английский двор для торговавших с Россией британских купцов, а неподалеку – «Панский двор» для купцов из Польши и Литвы
  • что Богоявленский монастырь, величественный собор которого виден тут почти отовсюду, связан с деятельностью греков-просветителей братьев Лихудов, что находившийся недалеко Николаевский греческий монастырь напоминал не только о жителях Москвы-греках, но также и о московских грузинах, а все вместе они соседствовали с мусульманами
  • что прежнее название двух китайгородских переулков (Большого Черкасского и Никольского) «Посольская улица» говорило о располагавшемся там Посольском дворе, где останавливались иностранные послы, а современное название Черкасские переулки дано по имени жившего здесь в XVIII в. московского генерал-губернатора П. Б. Черкасского, потомка кабардинских князей
  • что в Китай-городе сохранились уникальные архитектурные памятники – немые свидетели той давней эпохи
  • что всего в нескольких кварталах отсюда, на Мясницкой, на месте дворца служивших московским государям касимовских царевичей стоит дом, принадлежавший известному ученому, коллекционеру книг А. Д. Черткову, чье огромное собрание составило первую бесплатную частную библиотеку России.

Объекты маршрута

  1. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади
  2. Английский двор и храмы XVI—XVII вв. в Зарядье (ул. Варварка)
  3. Один из древнейших центров коммерции
  4. Гостиный двор, изначально появившийся здесь, рядом с главной торговой (Красной) площадью, задолго до строительства ныне стоящего тут классического здания (ул. Ильинка д. 4)
  5. Перекрестки Варварки у Рыбного пер., Ильинки у Биржевой пл., Никольской у Николаевского греческого монастыря, по соседству с которыми стояли дворы московских бояр и торговых людей, принимавших у себя турецких купцов
  6. Богоявленский и Николаевский греческий монастыри, вокруг которых исторические документы фиксируют пребывание восточных купцов (Богоявленский пер. и Никольская ул.)
  7. Памятник братьям Лихудам у Богоявленского собора (Богоявленский пер.)
  8. Храм Успения Богородицы на Чижевском подворье – великолепный памятник «нарышкинского барокко» (во дворе здания Никольская ул. д. 8/1)
  9. Храм Космы и Дамиана в Старопанском переулке
  10. В завершение прогулки храм Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади

Расписание и продолжительность экскурсий

Расписание и продолжительность экскурсий

Контактные телефоны отдела по развитию туризма Московского дома национальностей: +7 (495) 625-81-29, 625-47-56

Продолжительность экскурсии

1,5 — 2 часа




Яндекс.Метрика