Татарский национальный мужской костюм
  • 04.04.2017

Татарский национальный мужской костюм

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и штаны, сшитые из сравнительно лёгких тканей.

Рубаха была исключительно глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Рубаха с воротником-стойкой особенно преобладала среди казанских татар. Отложной воротник встречался лишь на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой тамбуром - лёгким свободным растительным орнаментом - либо позументной тесьмой. Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в целом. В Уфимском, Златоустовском уездах Уфимской губернии встречались белая домотканая рубаха, украшенная оригинальным орнаментом - вышивкой. У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

Передники в мужских комплексах одежды и в середине XIX в. и в конце XIX - начале XX в. фигурируют как в рабочем, так и в повседневном костюме, особенно у молодых мужчин.

Штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название" штаны с широким шагом". Мужские домотканые штаны шили обычно из крашенины тёмных тонов, но чаще из полосатой пестряди в различных сочетаниях красных, чёрных, белых, синих, зелёных узких полос. Праздничные и свадебные штаны женихов шились из домотканины с мелкими браными узорами. Во второй половине XIX в. получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми швами карманами, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.

В середине XIX в. татары носили одежду с цельной приталенной спинкой. Её обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. К этому виду одежды относятся камзол, казаки. Камзол - надевался поверх рубахи и штанов и воспринимался как вид домашнего платья: в нём на улицу выходили редко, особенно в городах. Камзол входил в комплекс мужской одежды всех групп татар, за исключением елабужских и молькеевских кряшен. Казаки представлял собой вид демисезонной одежды. Длина его зависела от возраста и социального положения человека. Одним из архаичных видов верхней одежды является чоба, лёгкая, домотканая из чисто - белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна. Чоба бытовала у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья.

Мужские головные уборы делятся на домашние( нижние) и выходные( верхние ). К нижним головным уборам относятся тюбетейка, представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки. Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые "татарские", конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырёх клиньев с меховым околышем. У горожан чаще всего были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из чёрного каракуля, из серой бухарской мерлушки. Заметных региональных различий в использовании головных уборов у мужчин, за некотором исключением не фиксируется.

Возврат к списку
Яндекс.Метрика