02 августа 2022 года - Добужинский Мстислав Валерианович : 147 лет со дня рождения
  • 31.07.2022

02 августа 2022 года - Добужинский Мстислав Валерианович : 147 лет со дня рождения

2/14 августа 1875 (Новгород) – 20 ноября 1957 (Нью-Йорк) Сын генерал-лейтенанта артиллерии Валериана Петровича Добужинского (1842–1921) и оперной певицы Елизаветы Тимофеевны Борецкой. Отец художников Ростислава и Всеволода Добужинских. Детство провел в С.-Петербурге, в 1884–1885 учился в Рисовальной школе ОПХ и в 1-й гимназии. В 1887–1888 жил в Кишиневе, в 1889–1895 – в Вильно. В 1895 вернулся в С.-Петербург, поступил на юридический факультет университета. В том же году начал заниматься в Рисовальной школе кнг. М. К. Тенишевой, затем – в школах Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (1897) и Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1897–1899). В 1899,по окончании университета, женился на пианистке Клизавете Осиповне Добужинской и уехал с ней в Мюнхен. В 1899–1901 учился в школе А. Ашбе. В 1901 посетил Венецию и Париж. По возвращении в С.-Петербург вновь не смог поступить в ИАХ и стал неофициально посещать академическую мастерскую В. В. Матэ, под руководством которого изучал гравюру. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства. В 1902 через И. Э. Грабаря познакомился с А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, К. А. Сомовым, С. П. Дягилевым и Е. Е. Лансере, вошел в круг художников «Мир искусства».  В творчестве и в педагогике, и в своих критических статьях был одним из наиболее последовательных выразителей художественных принципов эстетики модерна, утвердившихся в группе мирискусников в начале 1900-х. Блестящий рисовальщик и стилист, он оставался верен этим принципам до конца жизни. В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы. Писал пейзажи с архитектурными мотивами старых кварталов С.-Петербурга и его дворцовых пригородов, городские пейзажи Вильно, Лондона, Брюгге, Гааги, Амстердама, итальянских городов. Создавал картины на исторические темы.Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903) и др. Исполнил иллюстрации к книгам «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (1906), «Морщинка» А. М. Ремизова (1907), «Портрет» Н. В. Гоголя (1909), «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова (1912), обложки, фронтисписы, виньетки, заставки, марки и концовки ко многим поэтическим сборникам. В годы 1-й русской революции опубликовал ряд острых политических рисунков: «Октябрьская идиллия» и «Умиротворение» («Жупел». 1905. № 1 и 2), «Дьявол» («Золотое руно». 1907. № 1), «Осень» («Сатирикон». 1908. № 32). Участвовал в выставках «Мир искусства», Нового общества художников (1907–191909), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), выставках в провинции и за рубежом. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров. В годы Первой мировой войны был мобилизован и зачислен художником в Главное управление Российского общества Красного Креста; выезжал для зарисовок на фронт в Галицию и Польшу. В 1915 вместе с Е. Е. Лансере провел в Петрограде выставку фронтовых этюдов и рисунков. В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. В ноябре 1918 по приглашению М. З. Шагала приехал в Витебск и был назначен и был назначен директором Витебского народного художественного училища. Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. 1 декабря 1924 выехал из Ленинграда за границу, получив разрешение на выезд в Литву. До 1926 жил в Риге, работал в Рижском театре, печатался в журнале «Перезвоны». В связи с выставками и театральной работой выезжал в Берлин, Дрезден, Копенгаген, Таллин, Тарту, Клайпеду, Брюссель. В мае приехал в Париж, работал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», вел класс декоративного рисования в Художественно-промышленном институте кн. Ф. Ф. Юсупова В 1926 принял литовское гражданство и с сентября 1929 жил в Ковно (ныне Каунас).В начале 1931 был назначен главным художником Литовского государственного театра, для которого оформил спектакли классического, в том числе русского, репертуара. В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США. В дальнейшем занимался сценографией, оформлял спектакли. Работал для кинематографа, исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа , «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона и др. Исполнил цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943), серию фантастических рисунков «Terra Incognita» (1950-е), графические циклы к поэмам и стихам М. Ю. Лермонтова (1941), к поэме «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1942); оформил книги «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (Нью-Йорк, 1938, 1939, 1943; М.; Л., 1947), «Левша» Н. С. Лескова (Нью-Йорк, 1943), «Речной трактир» И. А. Бунина (Нью-Йорк, 1945), «Слово о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1951). Провел около 50 выставок в США и Европе. Оставил значительное эпистолярное и литературное наследие, подготовил книгу мемуаров, сотрудничал в «Новом журнале» (Нью-Йорк). Писал стихи, готовил поэтический сборник «Тайны» (не осуществлено). Пять последних лет провел в Европе; подолгу жил в Париже, Риме и Лондоне, путешествовал по Италии. Незадолго до смерти вернулся в США. Умер в нью-йоркском доме младшего сына. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Посмертные выставки состоялись в Лондоне (Музей Виктории и Альберта, 1959), Ленинграде (ГРМ, 1965), Сполетто, Италия (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (ГЦТМ, 1975), Нью-Йорке (1979).

Возврат к списку
Яндекс.Метрика