07 марта 2023 года - Судейкин Сергей Юрьевич : 141 год со дня рождения
  • 05.03.2023

07 марта 2023 года - Судейкин Сергей Юрьевич : 141 год со дня рождения

7/19 марта 1882 (С.-Петербург, по другим данным – Смоленск) – 12 августа 1946 (Найак, шт. Нью-Йорк, США) Писал стилизованные картины, пасторали и «галантные сцены», народные гулянья, пышные натюрморты с цветами и фарфоровыми статуэтками: «В парке», «Русская Венера» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Петрушка», «Арлекиниада» (1915), акварельный цикл «Масленичные герои» (1910-е) и др. Исполнил ряд портретов, в том числе портрет О. А. Глебовой в водевильной роли Путаницы (1909). В 1904 с соучениками по МУЖВЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». Исполнил иллюстрации к драме М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (М., 1903), книгам М. А. Кузмина «Куранты любви» (М., 1912; совм. с Н. Феофилактовым), «Осенние озера» (М., 1912), «Венецианские безумцы» (М., 1915); сотрудничал в журнале «Весы» (1904–1909; целиком оформил № 3 за 1907), «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В конце 1890-х вместе с Н. Н. Сапуновым оформлял спектакли для оперной антрепризы С. И. Мамонтова в театре «Эрмитаж». В 1905 расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и исполнил декорации к драме «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда. Позднее оформлял спектакли для многих театров Москвы и С.-Петербурга: «Сестра Беатриса» М. Метерлинка для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906), «Весеннее безумие» О. Дымова для Нового драматического театра (1910), одноактные балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность» и комическую оперу М. А. Кузмина «Забава дев» для Малого театра (1911), комедию «Женитьба Фигаро» П. Бомарше для Камерного театра (1915). В 1912–1913 работал по эскизам Л. С. Бакста и Н. К. Рериха для «Русских сезонов» в Париже и оформил одноактный балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта. В 1910 сотрудничал в петербургском театре-клубе «Дом интермедий». В 1911 стал одним из организаторов художественно-артистического кабаре «Бродячая собака», исполнил для него настенную роспись по мотивам «Цветов зла» Ш. Бодлера, декорировал праздничные вечера, маскарады и спектакли. В 1915–1917 сотрудничал в кабаре «Привал комедиантов». Оформил к его открытию пантомиму «Шарф Коломбины» А. Шницлера в постановке Мейерхольда и исполнил декоративные панно по мотивам произведений К. Гоцци. В феврале 1917 приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатом-карикатурой на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи / На красные рубахи / Долго ты нас мучило / Огородно чучело» (июль 1917; издательство «Парус»). В марте был призван на фронт, но вскоре демобилизовался по болезни. Летом 1917 уехал с женой в Крым, жил в Алуште, Ялте, Мисхоре. Работал по учету ценностей в национализированном Воронцовском дворце, участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (Ялта, октябрь 1918). В 1919 перебрался в Тифлис. Вместе с художниками Д. Какабадзе и Л. Гудиашвили декорировал литературное кафе «Химериони», вместе с С. А. Сориным – кафе «Ладья аргонавтов». Исполнил росписи фойе домашнего театра Туманишвили (фресковый ансабль сохранился до наших дней). Писал сцены из грузинской жизни, гротескно-символические картины: «Химера», «Дон Жуан» и др. Участвовал в выставке «Малый круг» в Тифлисе (1919). 20 мая 1920 мая прибыл в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой, пьесу «Любовь – книга золотая» в театре «Vieux-Colombier» (1922, реж. Н. Бутковская). Исполнил портреты театральных деятелей. Участвовал в выставках русских художников в Париже (группа «Мир искусства»: галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921) и Лондоне (Whitechapel, 1921). В августе 1922 поселился в Нью-Йорке. В 1925 сотрудничал в русско-американском издании «Альманах пилигримов» (в частности, исполнил обложку к вып. 2). Оформил для Метрополитен-Опера балет «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926) и др. Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–1935) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь». Похоронен на Бруклинском кладбище.

Возврат к списку
Яндекс.Метрика