• 25.04.2023

27 апреля 2023 года - Бакст Лев Самойлович (собств. Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) : 157 лет со дня рождения

27 апреля / 9 мая 1866 (Гродно) – 27 декабря 1924 (Париж) Иллюстрировал детские книги для издательств А. А. Холмушина и А. Ф. Девриена. С 1889 подписывал свои работы: Бакст (от Бакстер – фамилии бабки по материнской линии). В 1890–1893 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом». В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1893 приехал в Париж. По заказу вел. кн. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro». В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902–1905). В живописи и станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений – от салонного академизма до импрессионизма. В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно. В 1910 поселился в Париже. Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Во время пребывания в Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу, как иудей. Последний раз посетил Петербург в январе 1914. В мае 1914 был избран академиком, что давало право на свободное проживание в российских городах, но этим правом уже не воспользовался. В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л.Б. Яворской. Наибольший успех в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П. Дягилева и с 1911 – художественным директором антрепризы. Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле, муз. музыку А. С. Аренского, хор. М. Фокина), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера, муз. Н. А. Римского-Корсакова, хор. М. Фокина), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера, муз. И. Ф. Стравинского, хор. М. Фокина), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино, муз. К. М. Вебера, хор. М. Фокина), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино, муз. Н. Н. Черепнина, хор. М. Фокина) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мученичество св. Себастьяна» на музыку К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913). В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров. Продолжал заниматься станковой живописью и графикой. Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М. Казатти, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, К. Дебюсси, А. Павлова, И. А. Бунин, Б. Сандрар), написал семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне (1922). Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур по США (1923). Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustré». В 1922 – 24 выполнил рисунки в русском стиле для производства текстиля в Америке. Умер в больнице Рюаль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д’Энди для труппы Иды Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Возврат к списку
Яндекс.Метрика