28 ноября 2021 года - Серебрякова (урожд. Лансере) Зинаида Евгеньевна : 137 лет со дня рождения
  • 26.11.2021

28 ноября 2021 года - Серебрякова (урожд. Лансере) Зинаида Евгеньевна : 137 лет со дня рождения

28 ноября / 10 декабря 1884 (имение Нескучное Белгородского уезда Курской губ., ныне Харьковская обл., Украина) – 19 сентября 1967 (Париж) Из семьи с художественными традициями. Дочь скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886) и Екатерины Николаевны Бенуа, сестра художника Евгения Лансере; племянница художников Альберта и Александра Бенуа. В 1886 переехала в С.-Петербург вместе с матерью и братом,после ранней смерти отца, в дом деда. В 1901, по окончании Коломенской гимназии в С.-Петербурге, недолго училась в Художественной школе кн. М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. В 1902–1903 побывала в Италии. В 1903–1905 копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. В 1905–1906 жила в Париже. Вышла замуж за двоюродного брата – инженера путей сообщения Бориса Анатольевича Серебрякова (1880–1919). В 1900-е писала темперой пейзажи и портреты крестьян в имении Нескучное. Писала женские и детские портреты и композиции на тему крестьянской жизни: «Девушка со свечой» (1911), «Купальщица» (1911), «Кормилица с ребенком» (1912), «В бане» (1913), «За завтраком» (портрет детей художницы, 1914), «Крестьяне» (1914), «Жатва» (1915), «Беление холста» (1916–1917), «Спящая крестьянка» (1917), «Чешущие лен» (1917). В 1912–1913 несколько месяцев жила в Царском Селе. В 1911–1913 путешествовала по Крыму, в 1914 – по Швейцарии и Италии, посетила Милан, Флоренцию, Падую, Венецию. В эти годы исполнила много пейзажей. В 1915–1917 создала эскизы четырех круглых панно с аллегориями Турции, Сиама, Индии и Японии для интерьера Казанского вокзала в Москве. В августе 1924 с помощью А. Н. Бенуа выехала во Францию и осталась в Париже. В Россию не вернулась.В 1947 получила французское гражданство. В 1929 ее выставка прошла в Ленинграде.В 1925–1927 посетила Англию, Германию и Бельгию. Исполнила декоративные панно «Флора», «Правосудие», «Искусство», «Свет» и др. для виллы Ж.-А. де Броуэра «Мануар дю Рёле» в Помрейле под Брюсселем (1934–1935). Написала портреты Г. Л. Гиршман (1925), С. С. Прокофьева (1926), К. А. Сомова (1928). В 1930–1939 неоднократно посещала Италию, Швейцарию, Бельгию и Англию, работала в Южной Франции (Ментона, Коллиур) и Бретани. Провела персональные выставки в парижских галереях Bernheim-Jeune (1929), V. Girchman (1929), J. Charpentier (1927, 1930, 1932 и 1938), Антверпене и Брюсселе (1931, совместно с Д. Д. Бушеном). Участвовала в выставках русских художников в Париже (S. Lesnick, 1928; V. Girchman, январь 1930 – группа «Мир искусства»; V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; d’Alignan, 1931; Salle Yteb, 1932; La Renaissance, 1932), Нью-Йорке (1924), Торонто (1925), Лос-Анджелесе (1925), Брюсселе (1928), Берлине (1930), Белграде (1930), Праге (1935). В 1940 устроилась в мастерской на углу бульвара Raspail (14-е) и улицы Campagne Première (241) на Монпарнасе, где работала до конца дней. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Большая часть работ была передана наследниками в дар российским музеям. Лучшие работы находятся в ГРМ и ГТГ. В РГАЛИ имеется корреспонденция З. Е. Серебряковой различным адресатам, в том числе с А. Н. Бенуа.

Возврат к списку
Яндекс.Метрика