Пе́сах (ивр. פֶּסַח, в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох / Па́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-русски — Песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ, «хаме́ц» — квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).
Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества». В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма иудеи поднимались в Иерусалим.
В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.
Хаме́ц (ивр. חמץ, 'заквашенное', 'квасное'). Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.
Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки.
Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси).
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (точнее - неиудею, то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец» (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею/неиудею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно.
Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца», после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.
Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»).
Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.
Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.
Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.
Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах». Согласно Пятикнижию, каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.)русск. - горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться.
Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.
Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр).
Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.
В первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.
Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне[9], их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот
Трапезу завершает «афикоман» — завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения — кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши — чаши «искупления».
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.
Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.
Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50-й день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й — «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».
Согласно Торе, Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев. 23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх. 14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».
Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».
Начиналось празднование Песаха (в русском языке более для этого праздника привычно название «Пасха») – праздника посвященного исходу еврейского народа из Египта более трех тысяч лет назад и длящегося восемь дней. Впрочем собственно праздничными являются два первых и два последних дня. В четырехдневный промежуток между ними евреям разрешено работать. Само название праздника связанно с еврейскими словом «пасах» - «прошел», «обошел» и напоминает о том, как Бог, поразивши египетских первенцев, обошел дома евреев. Согласно другому толкованию название праздника намекает на порядок празднования ( слова «Пе сах» означают «Уста говорят»).
Праздничный седер (буквально «порядок») устраивается в первый, второй и последний вечер Песаха. Празднично одетые участники седера (это может быть одна семья, а может быть несколько десятков или сотен человек) сидят и слушают чтение Агады – книги, в которой рассказывается об исходе из Египта. В семье ее читает отец семейства, а в более массовом седере раввин или наиболее авторитетный участник празднования.
О египетском рабстве и исходе напоминает и праздничный стол. На нем обязательно должны быть марор – горькая зелень, напоминающая о горечи рабства, харосет – смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, напоминающая о глине из которой евреи, находясь в рабстве в Египте были вынуждены делать кирпичи, маца – лепешки из муки и воды, напоминающие о том, что во время Исхода евреи не успели заквасить тесто. Кроме того, на столе находятся крутое яйцо и куриное крылышко (как память о пасхальном агнце, приносимом в жертву во времена Храма) и плошка с соленой водой – в качестве напоминания о слезах, которые евреи пролили во время нахождения в египетском рабстве.
Во время чтения Агады участники седера также выпивают четыре бокала вина. В самом конце трапезы съедают афикоман – кусочек от одной из пластин мацы, спрятанный в начале трапезы, чтобы вкус мацы подольше оставался в памяти.
Обязательной частью седера, проводимого в первый день праздника Песах, являются четыре вопроса. Эти вопросы носят общее название «Ма ништана», буквально «чем отличается [эта ночь от других ночей]?». Они звучат так: «Почему во все другие ночи мы не должны ни разу обмакивать нашу еду, в эту же ночь ее обмакивают дважды? Один раз – овощи в соленую воду, второй раз - марор в харосет?»; «Почему во все другие ночи мы едим хамец (квасное) или мацу, в эту же ночь – только мацу?»; «Почему во все другие ночи мы едим всякую зелень, в эту же ночь – марор?»; «Почему во все другие ночи мы едим сидя или облокотившись, в эту же ночь мы все едим облокотившись?».
Начиная со Средних веков появился обычай, согласно которому «четыре вопроса» задаёт самый младший участвующий в седере ребёнок. Если за пасхальной трапезой нет детей, вопросы задаёт хозяйка дома; если в трапезе участвуют только мужчины, они должны задавать «четыре вопроса» друг другу, даже если они досконально знают законы Песаха.
Главная цель этих вопросов – сделать так, чтобы все участники седера, не только взрослые, но и маленькие дети впервые участвующие в празднике, почувствовали совершенно особую атмосферу этого вечера, и вспомнили о таком невиданном в мировой истории событии, как Исход.
Но, здесь все не так просто, как кажется. Ведь дети, задающие эти вопросы, не одинаковы. Мудрецы говорят о четырех разных сыновьях, задающих эти вопросы. И каждый из них ждет совершенно разного ответа.
Во-первых, это «хахам» – умный сын. Ему недостаточно будет просто услышать рассказ об Исходе, а захочется более подробно узнать об истории и законах Песаха. О «глубинном» смысле праздника он догадается и сам.
Второй сын – противник всего еврейского, спрашивающий «Что это за служение у вас?», и отделяющий себя таким образом от еврейства. Родители должны объяснить ему, что такие как он так и остались бы в рабстве в Египте на вечные времена, если бы Господь не решил вывести народ свой из рабства, и не нашлись люди, подобные Моисею.
Третий сын – легкомысленный, предпочитающий максимально упрощенные повествования, без «ненужных» деталей. Ему надо только кратко рассказать о том, что сделал Всевышний для еврейского народа во время Исхода – этого для него будет вполне достаточно..
Самым сложным, однако, оказывается вопрос четвертого сына. сложность этого вопроса состоит в том, что его нет, поскольку четвертый сын – человек, который не умеет задавать подобные вопросы, поскольку не интересуется своим еврейством (именно не интересуется, а не отделяет себя от него, как второй сын). Здесь родителям нужно самостоятельно, не дожидаясь вопросов, подробно рассказать ему об Исходе и празднике Песах, раскрывая их смысл и значение. Таким образом они, с помощью своего рассказа, пробудят в душе сына интерес к его еврейству.
Мацца
- Евреи, зачем вы добавляете кровь в мацу?
- Такова рецептура..
(Антисемитское)
Из всех блюд, используемых на еврейских праздниках, именно маца – лепешки из незаквашенного теста, которые евреи едят в Песах - получила наибольшую известность в окружающем мире. Уже много столетий культивируется версия о том, что для приготовления мацы нужна кровь христианского ребенка (см. анекдот вначале). Несмотря на то, что этот миф неоднократно опровергался он все еще живуч среди определенных групп населения.
Реальный рецепт мацы очень прост - как и их далекие предки, покинувшие Египет, евреи смешивают муку и воду, после чего помещают образовавшуюся смесь на сковородку или противень и держат в печи до готовности. Причину подобной простоты мы находим в книге Исход, упоминающей о том, что евреям пришлось уходить из Египта так быстро, что у них просто не осталось времени заквасить тесто. Все остальное – даже соль, добавлять запрещено. В связи с этой непритязательностью Тора также называет мацу «лехем они» («хлеб скорби» или «хлеб скудности»). Само слово «маца» (или точнее, на иврите «мацот») означает в буквальном переводе «выжатое» или «лишенное влаги».Сам процесс приготовления мацы до помещения в печь должен занимать не более 18 минут это время – минимальный срок для начала естественных процессов заквашивания теста). Для предотвращения брожения теста при выпечке мацы используются особые меры предосторожности. К примеру, поскольку закваске обычно способствует повышенная температура воды, то воду для мацы обычно заготавливают загодя. Еще одним средством борьбы с закваской является прокалывание теста, позволяющее удалить находящиеся в нем пузырьки воздуха.
В настоящее время большую часть мацы пекут с помощью машин в мацепекарнях, а маца «ручного изготовления» - маца шмура («охрпаненная»)– изготовляется значительно реже и ценится выше. Они различаются по форме. «машинная» маца – квадратная, а маца шмура – круглая.