Рождество Христово - праздник, который в православной традиции является вторым по значимости после Пасхи. Установлен в память о рождении у Девы Марии Иисуса Христа. Канун праздника называется Рождественским сочельником и проводится в особо строгом посте - до появления в небе первой вечерней звезды.
После молитвы семья приступала к трапезе, обязательными блюдами которой были блины и кутья - каши из цельных зерен и ягод с медом. Оставшуюся кутью дети разносили по домам нуждающихся, чтобы и они могли отметить праздник. Навечерие Рождества Христова по традиции отмечалось благотворительными делами - раздавали милостыню, помогали сиротам и бедным вдовам. С рождественской ночи начинались Святки, которые продолжались до Крещения. В наши дни празднование Рождества в Санкт-Петербурге носит более публичный и массовый характер: строятся ледяной замок и ледяные фигуры у Петропавловской крепости, в парках организовываются массовые катания с ледяной горы на санках, ледянках, проходят рождественские благотворительные балы и концерты артистов.
В конце года, 25 декабря (как и ныне по церковному календарю), Россия вместе со всем христианским миром праздновала Рождество Христово. Атрибутом праздника была рождественская елка, которая теперь именуется новогодней. Взрослые и дети в семье готовились к Рождеству особым образом: втайне друг от друга, и в этом была особая прелесть и ожидание праздника.
В Сочельник взрослые украшали елку и складывали под нее подарки для детей. Дети не должны были видеть украшенную елку до наступления Рождества. Во многих петербургских семьях было принято: дети для взрослых готовят поздравления в стихах. Если дети изучали какой-нибудь иностранный язык, то зачастую читали стихотворение на этом языке. После поздравления можно было доставать из-под елки подарки — и это был ни с чем не сравнимый восторг! К вечеру приходили в гости дети с родителями. Зажигалась елка. Выстреливали хлопушки, и из них извлекались разных форм, цветов и фасонов бумажные шапочки, в которых дети проводили этот волшебный вечер: слушали декламации, му- зицировали, играли в фанты, с песнями водили хоровод вокруг елки. Широко были распространены и бенгальские огни. К праздничному столу традиционно готовился рождествен- ский гусь, а также дичь. Все рынки и мясные лавки столицы перед праздником были переполнены мороженой дичью, которую раскладывали на прилавки, выставляли напоказ в окнах и на косяках дверей. Бойко шла торговля на Щукином дворе1, чей курятный ряд был крупнейшим в Петербурге. К Рождеству рынок занимали сотни возов с разной дичью. Вот кара- ван с рябчиками и тетерками, лежащими сплошною массою, обложенными сеном и защитными рогожами. А вот с более солидной птицей — глухарем. По одежде видно, что продавцы — северяне, добиравшиеся порой со своими возами из Архангельской губернии до столицы долее месяца. Традиции празднования Рождества в России были во многом утрачены в1920–1990-е гг. В настоящее время Православная церковь многое делает для возрождения традиций, однако она, естественно, озабочена просвещением людей в соблюдении христианских обрядов, познании смысла Великого евангель-ского события. Функции же семейного детского праздника в большинстве исполняет Новый год, который после 1 февраля 1918 года и поныне наступает в России на неделю раньше Рождества Христова. 1