Мы оказываем услуги по профессиональной организации национальных национальных видов спорта, народных игр,состязаний и соревнований. При организации мероприятий наши специалисты и эксперты учитывают их специфику проведения и этнические особенности, включая национальные традиции и обряды, национальную одежду и атрибутику, музыкальное сопровождение, оформление и т.п. Подробнее >>>
Саз — инструмент типа лютни семейства тамбуров. Распространён у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других стран Востока, также у татар и башкир. Является типичным музыкальным инструментом ашугов Азербайджана.
Согласно Энциклопедии Ираника родоначальником саза, вероятнее всего, был ширванский танбур, популярный также в Тебризе и описанный в XV веке персидским музыкантом и теоретиком музыки Абдулгадиром Мараги. Согласно Музыкальной энциклопедии саз — один из самых старинных народных инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают сетар (или джуфти саз; упоминается в поэмах классика персидской поэзии Низами, жившего в XII веке на территории нынешнего Азербайджана) и дутар, имеющий сходную форму. По мнению азербайджанского искусствоведа Меджнуна Керимова, современный азербайджанский саз является совершенным потомком гопуза, а свою современную форму саз принял в эпоху шаха Ирана Исмаила Хатаи (XVI век).
Под названием саз известны музыкальные инструменты, различающиеся размером, формой, количеством струн и строем. Общим для всех сазов является грушевидный корпус, гриф с навязными ладками, деревянный резонатор (без использования кожаной мембраны), сдвоенные или строенные струны (в отличие от сетара, домбры), звукоизвлечение плектром.
В Турции сазом называют два сходных инструмента: 1) «баглама» (bağlama, baglama) — большой саз с 7 струнами (две парных струны и одна тройная), 2) «джура» (cura) — маленький саз с 6 струнами (три парных струны).
В Иране описываемый инструмент распространен под названием «чогур» и турецким названием «баглама», а словом «саз» обозначают любой музыкальный инструмент вообще.
Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха.
В Азербайджане саз имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отдельных клёпок, и длинную шейку, прямоугольную или округлую с тыльной стороны. Корпус собирается из клёпок в нечётном количестве (обычно, в количестве девяти), соединяемых друг с другом. Эти клёпки стягиваются на прикладе, месте соединения шейки и корпуса, называемом «кюп», а затем к ним монтируется шейка. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф привязывают 16-17 ладков.
Армянский саз имеет ту же конструкцию, что и азербайджанский; отличается лишь настройкой 2-й группы струн. звучащей октавой выше, чем в азербайджанском варианте.
Дагестанский саз, называемый чунгур (чугур) - 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту.
Саз состоит из трёх частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны.
У армянского саза имеется 10 — 13 ладов и 6 — 8 струн, расположенных по группам, но с разным числом хоров в группе, и секундо-квартовый строй.
Размеры сазов бывают различными: большой саз состоит обычно из 8-11 струн, средний из 8-9 струн, а маленький из 4-7 струн.
Из трех разновидностей (размеров) саза самый распространенный в Азербайджане «тавар саз» или «ана саз» представляет девяти, иногда, восьмиструнный инструмент. Чуть более компактный по сравнению с ним «орта» или «голтуг» саз имеет шесть, иногда, семь струн, а маленький «джура» саз является четырёх — шестиструнным инструментом.
В XX веке, в особенности, в последнее время, в связи с распространением мугамного исполнительства на сазе, число ладков увеличилось до 17-18.
Звук извлекается с помощью плектра, изготовляемого, как правило, из коры черешневого дерева. На сазе играют как сольно, так и в составе ансамблей. Он является основным музыкальным инструментом азербайджанских ашугов, а также входит в состав оркестров народных инструментов Азербайджана.